Топ Новое

В нашм диалоге нет «табу», но я не помню жарких споров между нами. Сергей Копыркин

24-09-2020, 12:22 Просмотров: Новости России
24 сентября 2020, 12:22 - NovostiNK
В нашм диалоге нет «табу», но я не помню жарких споров между нами. Сергей Копыркин


Интервью с чрезвычайным и полномочным послом России в Армении Сергеем Копыркиным

- Господин посол, для Республики Армения сентябрь – праздничный месяц. Мы отметили очередную годовщину независимости нашей страны. В процессе подготовки к интервью календарь подсказал, что в истории российско-армянских взаимоотношений сентябрь также является значимым месяцем: 26 сентября 2000 года РА и РФ подписали декларацию о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век, где определены все положения многослойных отношений двух стран. Какой бы Вы пункт добавили в эту декларацию, если бы она была подписана в сегодняшних условиях?

- Пользуясь случаем, хотел бы присоединиться к направленным российским руководством поздравлениям с национальным праздником – Днем независимости Армении. Желаю армянским гражданам благополучия, процветания и мирного неба над головой.

Действительно, в этот непростой год исполняется 20 лет с момента подписания Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век. Данный документ отражает непреходящие ценности, которые и по сей день во многом обеспечивают устойчивость основы наших стратегических отношений. Однако, безусловно, на момент подписания Декларации международный контекст был иным, и сегодня мы имеем множество новых, появившихся за два десятилетия реалий, которые требуют учета. Например, наряду с СНГ на евразийском пространстве появилась еще одна международная структура –ЕАЭС, который, без сомнения, при совместных усилиях позволяет делать каждое из государств-участников более конкурентоспособным в сегодняшнем взаимозависимом мире.

Если мы откроем Декларацию о союзническом взаимодействии, то увидим, что один из пунктов посвящен углублению взаимодействия в рамках различных международных организаций во главе с ООН. Сегодня, к сожалению, нельзя не заметить стремление некоторых стран «приватизировать» международные институты, чтобы затем их использовать в узких, эгоистичных целях. Показательным примером может служить Организация по запрещению химического оружия, где ряд стран проводит сознательную линию на подрыв консенсусных основ работы в нарушение Конвенции о запрещении химического оружия. Однако список структур не ограничивается только ОЗХО. Намерения инициаторов концепции «порядка, основанного на правилах», затрагивают исключительные полномочия Совета Безопасности ООН. Например, ими предпринимаются попытки саботировать выполнение его резолюций. Так, после своего выхода из «ядерной сделки» с Ираном (соглашение, получившее одобрение в СБ ООН), Вашингтон настойчиво «подбивал» других подписантов последовать его примеру.

В Декларации также отражено намерение наших стран работать над сохранением Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, являющегося составным компонентом системы глобальной стратегической стабильности. Через два десятилетия мы видим тенденцию к ее полному демонтажу, который начался с выхода США из упомянутого договора по ПРО. За ним последовал также их односторонний выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Договора по открытому небу. Неопределенна и перспектива продления Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Таким образом, мир лишается многих договорных ограничителей в сфере стратегической стабильности, контроля над вооружениями, что, очевидно, несет в себе очень серьезные риски.

На мой взгляд, сегодня в Декларацию можно было добавить также пункт о совместной работе по укреплению международной информационной безопасности. В мире отчетливо ощущается потребность выработки и согласования правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Распространение новой коронавирусной инфекции, с которой столкнулся весь мир, показало, что есть потребность в разработке неких основ, опираясь на которые мы сможем совместно противостоять масштабным кризисным ситуациям, подобным пандемии COVID-19.

Отрадно, что отношения между нашими странами, сохраняя преемственность, успешно адаптируются к условиям постоянно меняющегося мира и позволяют нам совместными усилиями преодолевать возникающие вызовы.

- Думаю, Вы согласитесь, что если у стран партнерские, равноправные взаимоотношения, а в случае Армении и России – отношения стратегических партнеров, то обходить некоторые спорные вопросы не то, что хороший, а наоборот, плохой показатель. Есть ли в двусторонней повестке стран в данный момент спорные вопросы, которые принято обходить?

Прежде всего, позвольте заметить, что отношения между Россией и Арменией – это больше, чем отношения между стратегическими партнерами. Мы стратегические союзники, что, по сути, определяет «природу» нашего взаимодействия.

Безусловно, в процессе нашего сотрудничества возникают различного рода вопросы. Однако я бы не назвал их «спорными», за два года моей работы в Армении я не припомню, чтобы мы о чем-то жарко спорили. Это нормальный рабочий процесс. Как у союзников у нас нет никаких «табу», и это позволяет нам посредством открытого конструктивного диалога находить «развязки» с учетом интересов друг друга. Это подкрепляется еще и тем, что наши отношения, имея многовековую историю, опираются на прочную основу. Союзническое взаимодействие России и Армении исходит из стратегических интересов наших государств и, что крайне важно, базируется на очень тесных, братских отношениях между людьми – между нашими народами.

- Много говорится о том, что в двусторонней повестке информационная политика не полностью еще состоялась, в ней есть упущения и проблемы. По-вашему, в чем именно проявляются эти пробелы?

- Информационная составляющая наших двусторонних отношений, безусловно, крайне важна. Разумеется, это понимают как в Москве, так и в Ереване, что нашло свое отражение, например, в состоявшихся здесь в начале сентября переговорах о взаимодействии России и Армении в сфере массовых коммуникаций, включая вопрос о дальнейшем вещании в местном общественном мультиплексе российских телеканалов после принятия нового закона «Об аудиовизуальных медиа». Разумеется, мы внимательно следили за процессом принятия данного нормативно-правового акта и обратили внимание на муссировавшиеся в СМИ высказывания с опасениями о том, что иностранные телеканалы, в том числе и российские, представляют угрозу языковой и информационной безопасности. Однако, жизни наших народов сильно переплетены, что и определяет взаимный интерес граждан наших стран - в России интересуются, «чем живет» Армения, и наоборот, здесь следят за тем, что происходит в России. Следовательно, мы информационно очень тесно связаны. И в этом контексте, на наш взгляд, информационная безопасность во многом заключается в том, чтобы у людей был доступ к нужным и интересующим их СМИ.

Да, нередко можно услышать критику относительно того, как в России освещаются те или иные события. Но это, по нашему убеждению, не повод убирать какие-либо каналы, а повод говорить на эту тему и находить взаимоприемлемые решения.

Я думаю, что Вы и сами замечали, что звучащие в СМИ мнения далеко не всегда отражают то, что в действительности происходит в межгосударственных отношениях. Например, нужно, на мой взгляд, стараться избегать домыслов и спекуляций на тему российско-армянского взаимодействия, использования ее в чьих-либо конъюнктурных интересах. Важно, чтобы применялся профессиональный подход к работе с информацией. Как следствие – ее объективная подача будет способствовать лучшему пониманию происходящих в наших странах и двусторонних отношениях процессов.

В целом, в информационной сфере, как представляется, есть резервы для развития взаимодействия. Полезным было бы более активное развитие контактов непосредственно между представителями СМИ и экспертного сообщества. Нужно использовать и применять уже имеющийся опыт и устоявшиеся форматы, а также создавать новые площадки для диалога.

- В сегодняшней сетевой реальности медиаперсоны зачастую больше, чем СМИ имеют серьезное влияние на аудиторию. Какие принципы следует применить, чтобы исключить те негативные оттенки этого влияния, свидетелями которых мы часто являемся. Что можно сделать, чтобы информационный диалог стал более конструктивным?

- Соглашусь с Вами, что сегодня подчас мнение у общественности формируют так называемые «опинион-мейкеры», которые есть в абсолютно любой сфере нашей жизни. Однако, как мне кажется, политика и международные отношения – это те области, где позицию по отношению к чему-либо нужно формировать, основываясь не на чьем-либо суждении, а на фактах и, что называется, «на поступках». Ведь «доверившись» одному источнику, сложно объективно оценить происходящее и зачастую можно стать заложником чьих-либо, возможно и вовсе чуждых, интересов. Поэтому, для того чтобы получить объективную картину происходящего, например, в межгосударственных отношениях, нужно сопоставлять информацию из нескольких источников, опираться на факты и конкретные совершенные действия, а также на высказывания официальных лиц, ведь именно они уполномочены транслировать политическую линию той или иной страны.

- Что касается повышения конструктивности информационного диалога, то некоторые возможные направления работы в этом плане я уже обозначил. При этом, на мой взгляд, важна также открытость этого диалога. В случае возникновения каких-либо вопросов, что вполне естественно, нужно совместно находить их решения. И характер стратегического союзничества наших отношений, их зрелость позволяют нам это делать.

- 2020 год еще не завершился, но с уверенностью можно сказать, что он был сложным: пандемия ковид-19, которая привела к закрытию сухопутных и воздушных границ (с известными нам сложностями), армяно-азербайджанские боестолкновения на границе, которые переросли в «абрикосовую войну» на территории России. Заставили ли перечисленные испытания в некотором роде пересмотреть определенные составляющие двусторонней повестки?

- Пандемия новой коронавирусной инфекции, с которой столкнулся весь мир, естественно, сказалась на графике очных делегационных обменов, но не отразилась на сути наших отношений. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, между нашими странами сохранился достаточно интенсивный диалог на всех уровнях, включая высший и высокий как в двустороннем плане, так и рамках многосторонних мероприятий. Продолжают свою работу и двусторонние межправительственные и межпарламентские инструменты сотрудничества. На прошлой неделе в Иркутске состоялось заседание двусторонней Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В постоянном контакте находятся сопредседатели Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и Межпарламентской комиссии. В планах провести до конца года их полноформатные заседания, а также российско-армянский межрегиональный форум.

Несмотря на пандемию новой коронавирусной инфекции, продолжают динамичную работу органы ЕАЭС и ОДКБ, в том числе и по видеосвязи. Кстати, на 9 октября запланировано проведение заседания Евразийского межправительственного совета в Ереване в «очном» формате. Отмечу, что Евразийский экономический союз в этих непростых условиях продемонстрировал свою способность эффективно действовать в интересах своих стран-членов. Например, был разработан и принят ряд мер, призванных обеспечить защиту здоровья людей, минимизацию последствий для бизнеса, сохранение занятости населения и устойчивости финансовой системы. Несмотря на пандемию, сохранилось полномасштабное взаимодействие в сфере экономики. Двусторонний товарооборот за первые семь месяцев 2020 г., по данным ФТС России, сократился незначительно -лишь на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

Обострение на армяно-азербайджанской границе не отразилось на сути подхода России к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. По нашему твердому убеждению, у данного конфликта нет силового решения, урегулирование должно осуществляться исключительно политико-дипломатическими средствами путем диалога между сторонами. Россия искренне заинтересована в сохранении в регионе мира и стабильности и готова и далее активно играть посредническую роль как в формате Минской группы ОБСЕ, так и в национальном качестве. Поэтому, подытоживая, могу сказать, у нас есть все предпосылки для того, чтобы никакие испытания, даже такие, как пандемия новой коронавирусной инфекции, не повлияли негативно на наши отношения, которые продолжают поступательно развиваться в духе стратегического союзничества. Главное, что осознание их важности для наших стран есть у обеих сторон.

Наира Багдасарян
Москва


Источник: armtimes



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Субсидии 1-го и 2-го антикризисного мероприятий составили 119 млрд драмов
Субсидии 1-го и 2-го антикризисного мероприятий составили 119 млрд драмов
В рамках 1-го и 2-го антикризисных мероприятий правительства объем...
В ближайшее время состоится второй этап стратегического диалога Армения-США, а союзнические отношения с Россией находятся на высоком уровне – Никол Пашинян
В ближайшее время состоится второй этап стратегического диалога Армения-США, а союзнические отношения с Россией находятся на высоком уровне – Никол Пашинян
Один из российских аналитических центров опубликовал материал по теме...
Лавров обсуждал со спикером парламента Азербайджана базовые принципы карабахского урегулирования, в том числе, решение статусных вопросов и освобождение территорий – Захарова
Лавров обсуждал со спикером парламента Азербайджана базовые принципы карабахского урегулирования, в том числе, решение статусных вопросов и освобождение территорий – Захарова
Официальный представитель МИД России Мария Захарова не...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал