Топ Новое

Реализуемый проект или красивая мечта?

3-04-2013, 10:49 Просмотров: Политика
Реализуемый проект или красивая мечта?
3 апреля 2013, 10:49 - NovostiNK
Тема возобновления железнодорожного сообщения из России в Армению в последнее время была актуальна в кавказских политических кругах. Ее обсуждали во время межгосударственных визитов, о ней говорили политологи и железнодорожники, о ней писали экономисты. Уже сейчас понятно, что этот вопрос оказался более сложным и многогранным, чем это виделось изначально, и если какой-то прогресс в нем и будет достигнут, то это, к сожалению, окажется делом не самого близкого будущего.


Наибольшая интрига в этом вопросе исходила от встреч президента России Владимира Путина с вновь избранным лидером Армении Сержем Саргсяном и президентом Абхазии Александром Анквабом. Обе встречи произошли 12 марта, и хотя официальный протокол не увязывал эти встречи между собой – для армянского политика это был первый международный визит после переизбрания, а для абхазского – обычная встреча в рамках регулярного российско-абхазского переговорного процесса, – и политологи, и эксперты наперебой уверяли, что такое совпадение далеко не случайно.

С учетом того, что практически единственной крупной совместной российской, армянской и абхазской темой сейчас является запуск железной дороги, значительная часть общественности действительно посчитала, что главы трех государств обсуждали именно ее. К сожалению, точно сказать, так это было или нет, мы не можем, потому что в соответствии с принятой в мировой политике практикой подобные переговоры держатся в секрете, пока не будет получен какой-либо результат. Но вероятность того, что стороны обсуждали именно железную дорогу, очень велика, т.к. именно такой формат может позволить снять имеющиеся разногласия.

Не секрет, что Абхазия не является большим поборником возобновления функционирования железной дороги. Ее экономическое благосостояние образовывается в рамках финансовых перечислений из российского бюджета, от доходов от туризма и продажи сельскохозяйственной, строительной и иной продукции в Россию и, в меньшей степени, в Турцию. Эта деятельность никак не связана с запуском новой железной дороги, и, более того, сама Абхазия не имеет для подобных работ ни средств, ни квалифицированных кадров, ни специальной техники.

В политической же сфере от запуска этого проекта Абхазия может даже проиграть, т.к. в рамках существующей официальной идеологии Сухум стремится максимально дистанцироваться от Тбилиси, в то время как дорога сделает эти две страны ближе и позволит грузинам надеяться на некую собственную вовлеченность в абхазские дела.


Если до последнего момента, исходя из вышеописанной логики, отношение Абхазии к этому проекту было нейтрально-отрицательное, то последние внутриполитические события в этой стране, возможно, могут внести определенные изменения. Дело в том, что несколько недель назад в Абхазии произошел всплеск недовольства действиями существующей власти и лично президента А.З. Анкваба. В ходе нескольких митингов и на страницах СМИ граждане страны высказывали озабоченность фактическим отказом правительства развивать реальный сектор экономики, увеличивать количество рабочих мест, создавать новые предприятия и т.д. По их мнению, вся деятельность правительства связана лишь с распределением российских денег и направлением их на социальные нужды, что превращает страну в экономический придаток России и угрожает ее самостоятельности.

Соответствует это действительности или нет, пусть решают сами абхазы, в нашем случае важно то, что железная дорога как раз и может стать тем инструментом, который поможет им перейти к развитию реального сектора и не только жить на деньги российских налогоплательщиков, но и начать зарабатывать на жизнь самим. Представляется, что подобный аргумент наверняка звучал на встрече президентов.

Еще одним, не столь рациональным, но, тем не менее, жизненным вопросом, который мог быть поднят именно в таком формате, является вопрос блокады. Современная Абхазия очень тяжело переживает события конца 1990-х – начала 2000-х годов, когда в перипетиях большой политики она оказалась фактически в блокаде. В течение нескольких лет и грузинская граница, и российская для нее оказались закрыты, а любое движение осуществлялось в крайне ограниченном объеме и с большим трудом, что поставило страну на грань гуманитарной катастрофы. В наше время абхазы постоянно упрекают Россию в этой, без сомнения, малопристойной политике.

В то же время, уклоняясь сейчас от участия в запуске транс-кавказской железной дороги, по отношению к Армении Абхазия фактически проводит такую же политику блокады! Лично мне было бы очень интересно узнать, что ответил Александр Анкваб, если бы Серж Саргсян задал ему такой вопрос в лицо.

Еще одной переменой, произошедшей в этом вопросе в последнее время, стала позиция Грузии. Здесь мы видели некое метание в разные стороны, что, кстати, свойственно грузинской политике вообще. Сначала мы наблюдали довольно активное муссирование вопроса возобновления работы дороги, сделанное грузинскими политиками после прихода к власти нового правительства Б. Иванишвили. Затем, после активного противодействия азербайджанской стороны, произошел некий откат назад, грузины, видимо, не ожидали, что эта тема окажется настолько сложной, им было необходимо осознать, что же делать в такой ситуации, и сейчас мы, скорее всего, наблюдаем новую позицию официального Тбилиси в этом вопросе.

В общем, эту позицию можно охарактеризовать так: благозвучная риторика и значительные обещания при отсутствии фактических подвижек. Примером этого является недавний визит министра обороны Грузии Ираклия Аласания в Ереван, в ходе которого он заверил армянскую общественность, что в ближайшем будущем для восстановления железной дороги Абхазии будут сделаны первые шаги, но заметил, что «это следует делать очень деликатно и неторопливо».

Позицию министра поддержал и глава грузинского правительства. На встрече с журналистами региональных СМИ он заявил, что политическая воля восстановить работу железной дороги у грузинских властей есть, однако к этому вопросу следует подходить осторожно. «Это очень чувствительная тема с учетом отношений с Россией… Этот вопрос рассматривается и должен быть решен в этом контексте», – заявил Б. Иванишвили.

Напомним, что сама идея возобновления железнодорожного сообщения возникла в результате осознания грузинами острой необходимости получения доступа на российский рынок для грузинских товаров и ослабления визового режима. Россия пошла навстречу Грузии, и грузинские вина уже вот-вот начнут продаваться на российском рынке. В это же время оказывается, что сама Грузия давать ничего взамен не желает.

Ситуация выглядит не очень красиво и не очень реализуемо. Тема возврата грузинских продуктов на российский рынок зашла уже далеко, и нельзя исключать, что Грузии удастся сделать это, ограничившись при этом лишь благозвучной риторикой и красивыми обещаниями в вопросе железной дороги. Но эта ситуация конечна! Нельзя надеяться, что на основе лишь обещаний Тбилиси удастся построить прочный фундамент отношений, а значит, рано или поздно Грузии придется принимать решение о том, будет ли она что-то делать в этом направлении практически или нет.

Проблема в том, что если на Абхазию еще можно повлиять, устроив трехстороннюю встречу, то сделать это с Грузией и тем более с Азербайджаном скорее всего не удастся, т.к. здесь должны быть задействованы иные инструменты. Не секрет, что Армения такими инструментами не обладает, и основная тяжесть убеждения должна лечь на Россию. Сможет ли это сделать Москва, мы узнаем уже через несколько месяцев, т.к. будем видеть наличие или отсутствие реальных, подчеркиваю, реальных дел по ремонту железной дороги как в Абхазии, так и в Грузии, и тогда все поймут, является ли вопрос запуска железной дороги из Россию в Армению реализуемым проектом или лишь красивой мечтой.

Андрей Епифанцев
Источник: газета Ноев Ковчег




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Американский профессор призывает сохранить армянский собор 7-го века
Американский профессор призывает сохранить армянский собор 7-го века
Адъюнкт-профессор армянского искусства и архитектуры при Университете...
В первом квартале 2013 года экспорт нефти из Азербайджана сократился более чем на 11%
В первом квартале 2013 года экспорт нефти из Азербайджана сократился более чем на 11%
нефть из...
Херман Ван Ромпей: Стороны НКК должны воздержаться от риторических искушений и не быть пленниками прошлого
Херман Ван Ромпей: Стороны НКК должны воздержаться от риторических искушений и не быть пленниками прошлого
Череда инцидентов в зоне карабахского конфликта и на...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал