Топ Новое

Армения в зоне геополитического оппортунизма

14-12-2018, 14:33 Просмотров: Политика, Тема дня
14 декабря 2018, 14:33 - NovostiNK
Путин и Алиев должны начать работу с Саакяном

Армения в зоне геополитического оппортунизма


Глава МИД России Сергей Лавров посетил Баку, где принял участие в работе совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Лаврова принял президент Азербайджана Ильхам Алиев. В первую очередь стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, обозначили планы совместной работы на 2019 год, проанализировали то, что было сделано в уходящем году.

Говорить было о чем. Отношения между двумя странами расширяются уже на системном уровне, приобретают объемный характер, затрагивая почти все сферы сотрудничества: политическую, экономическую, военно-техническую и гуманитарную. При этом между лидерами России и Азербайджана Владимиром Путиным и Алиевым установлен необходимый уровень доверия, что позволяет разрешать существующие противоречия на основе двустороннего диалога, правда, чаще всего в непубличном режиме. Это при том, что Закавказье относится к региону геополитической турбулентности, а в условиях ужесточения санкционной политики США в отношении соседнего Ирана существуют реальные риски дестабилизации ситуации. И вот сразу же парадокс: Армения, являющаяся членом ОДКБ и Евразийского экономического союза, в силу переживаемых «революционных» потрясений перестает выступать (или сама отказывается) в роли системообразующей площадки обеспечения региональной безопасности.

Объективно обозначен треугольниках Москва — Баку — Анкара, в котором партнерские отношения Москвы и Баку, а не Баку и Анкары являются началом и продолжением альянса. То же самое может касаться и другого треугольника, Москва — Баку — Тегеран. Панорама этой большой картины была бы неполной без упоминания треугольника Москва — Тегеран — Анкара, в рамках которого решаются вопросы урегулирования сирийского кризиса и частично иракского. То есть фактом является то, что Москва и Баку становятся одной частью конструируемой трансрегиональной системы безопасности и экономического взаимодействия, другая часть упирается в Ближний Восток. Что же касается Закавказья, то потенциально именно Москва и Баку способны предопределять ход многих событий в Грузии и в Армении. Ведь, например, именно в Азербайджане на сегодня сложилась устойчивая система государственного управления.

Эти изменения в геополитической ситуации в Закавказье первыми заметили не мы, а западные эксперты, которые считают, что приход к власти в Ереване Никола Пашиняна призван «стимулировать процесс демократизации в регионе, который застрял в плане продвижения в Грузии», хотя и признают, что «Запад запоздал с разжиганием армянского демократического маяка». Тбилиси и Ереван все еще находятся на пути структурных преобразований, но в ситуации, когда зашкаливают внутренние проблемы Европейского союза, те же Грузия и Армения оказываются в состоянии политической растерянности. Для разработки нового подхода им необходимо провести интеллектуальный штурм, проанализировать ситуацию, на что необходимы соответствующие кадры и историческое время. При этом намеченные демократические преобразования Тбилиси и Еревана не вписываются в траекторию движения стран Большого Ближнего Востока, где слабеют позиции американцев, которые лишены возможности оказывать ожидаемое содействие закавказским «геополитическим оппортунистам».

Обозначим еще один важный момент, связанный с региональными конфликтами. Из трех республик — Абхазии, Южной Осетии и Республики Арцах (Нагорный Карабах) — только Степанакерт застыл в ожидании разрешения застарелой неопределенности. Любопытно, что Алиев, выступая на церемонии в национальном Олимпийском комитете, неожиданно заявил, что «сегодня для урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта сложилась более благоприятная ситуация». Указывая на укрепление международных позиций республики, он обозначил фактор стратегического партнерства с Россией. Более тонко действовал Лавров. В приветственном слове на встрече с азербайджанским президентом он заявил следующее:

«Мы хотим продолжать содействовать прямому диалогу между Баку и Ереваном по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Я знаю, что у вас были контакты с исполняющим обязанности премьер-министра Армении, у моего коллеги и друга Эльмара Мамедъярова были контакты с исполняющим обязанности министра иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном. Хотим, чтобы это урегулирование состоялось на справедливой и обоюдоприемлемой основе. Россия и в своем национальном качестве и как участник «тройки» — Россия, США, Франция — сопредседателей Минской группы ОБСЕ будет делать все для того, чтобы способствовать достижению таких договоренностей».

Что ж, действительно, в уходящем году состоялось три встречи глав МИД Азербайджана и Армении, в общей сложности они провели за столом переговоров около 10 часов. Правда, о чем именно шли столь продолжительные дискуссии, знает только узкий круг посвященных, хотя понято, что конфликтующие стороны обсуждают нечто конкретное. А после последней по времени встречи Мамедъярова и Мнацаканяна в Милане на полях саммита глав МИД стран — членов ОБСЕ официальный представитель МИД России Мария Захарова подчеркнула: «Здесь не нужно никакого официального заявления, потому что после принятия упомянутых документов и упомянутых контактов очевидно, что диалог есть, он ведется». Комментируя содержащийся в миланском заявлении призыв стран — сопредседателей Минской группы, она призвала «стороны нагорно-карабахского конфликта принять конкретные меры с тем, чтобы готовить население двух стран к миру».

Выходит, что на столе переговоров лежит готовый проект предполагаемого соглашения по урегулированию конфликта, выстроенный все же на определенной компромиссной основе. В противном случае призыв «готовить население к миру» выглядит нелогичным. Важно отметить, что именно Москва выступила посредником в «диалоге на ногах» между Алиевым и Пашиняном, на саммите СНГ в Санкт-Петербурге этот диалог был продолжен. Теперь России нельзя допустить важную методологическую ошибку. И поэтому она должна способствовать вводу в переговорный процесс президента Республики Арцах Бако Саакяна, остающегося самым опытным политиком на армянском пространстве, не допустить (возможно, вместе с Баку) политической дестабилизации в Нагорном Карабахе, которая разнесет в пух и в прах все достигнутые договоренности по урегулированию конфликта. Это диктуется многими соображениями, в том числе и геополитическими «треками».

Прежние кондовые подходы, как известно, не дали никаких результатов. Кстати, Пашинян ведь уже заявлял, что «Армения — отдельно, Карабах — отдельно». Может быть, настал момент, когда и Баку примет такую формулу, заглядывая немного в будущее и отказавшись от постимперских фантомных настроений, оставляя Ереван один на один с перспективами строительства «национальной демократии». Если Алиев пойдет на такой шаг, он впишет прекрасную страницу в историю Азербайджана. Такое решение стало бы первым прецедентом на постсоветском пространстве, такую политическую перспективу можно было бы расценить как настоящий прорыв Баку, да и Москвы тоже.


Станислав Тарасов


Источник: ИА REGNUM



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Лукашенко: В Петербурге я извинялся перед Николом Пашиняном
Лукашенко: В Петербурге я извинялся перед Николом Пашиняном
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявляет, что на прошедшем в...
Ученые предсказали глобальную нехватку питьевой воды
Ученые предсказали глобальную нехватку питьевой воды
Ученые из Университета Нового Южного Уэльса считают, что глобальное...
Лукашенко: В Петербурге я извинялся перед Николом Пашиняном
Лукашенко: В Петербурге я извинялся перед Николом Пашиняном
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявляет, что на прошедшем в...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал