Топ Новое

САММИТ В АНКАРЕ: Проблемы и задачи армянской дипломатии

16-04-2018, 21:00 Просмотров: Политика
16 апреля 2018, 21:00 - NovostiNK
В условиях крайне напряженного глобального противостояния между Востоком и Западом одним из важнейших событий этого года можно считать саммит Путина, Эрдогана и Рухани в Анкаре. В числе главных его целей помимо двусторонних отношений было обсуждение роли этих стран в сирийской войне и вопросов дальнейшего сотрудничества в этой турбулентной зоне. По мнению ряда аналитиков, этот альянс претендует на то, чтобы стать сегодняшней "Ялтой 1945-го", однако, на наш взгляд, он очень далек от этого исторического события как по форме, так и по содержанию.

САММИТ В АНКАРЕ: Проблемы и задачи армянской дипломатии


КАК БЫ ТО НИ БЫЛО, ГЛАВЫ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ ВЫРАЗИЛИ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ к активному сотрудничеству в целях "прекращения огня между конфликтующими сторонами и развития политического процесса, предусмотренного резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН". Заявление, сделанное в ходе саммита, содержит в себе три важных аспекта: а) лидеры стран-участниц саммита берут на себя функцию урегулирования кровавого ближневосточного конфликта; б) мира в Сирии и вокруг нее, а следовательно, и на Ближнем Востоке они стараются достичь без участия США (о Европе и Китае – ни слова); в) каждый член альянса, руководствуясь, конечно же, собственными интересами, старается расчертить новую карту Ближнего Востока.

При развитии событий по такому сценарию в самом напряженном, взрывоопасном регионе создастся совершенно новая геополитическая ситуация, когда все будут решать три державы – Россия, Иран и Турция.

Возможно ли это? США, стремящиеся к господству над всеми и вся, вдруг выпадают из решающей партии важнейшей геополитической игры, что в свою очередь станет ударом по любимому лозунгу Трампа America first, а следовательно, важным шагом на пути к созданию Путиным многополярного мира? При этом главная интрига заключается в том, что буквально накануне саммита в Анкаре американский лидер заявил в Белом доме: "Я хочу уйти оттуда (из Сирии. – А.Н.), хочу вернуть солдат домой, хочу восстановить нашу страну". Говорил он и о том, что в последние 17 лет его страна потратила на Ближнем Востоке 7 триллионов долларов, не получив взамен ничего, кроме "жертв и разрушений". "Настал момент, - считает Трамп. – Мы успешно действовали против ИГ, мы любого можем превзойти в военном отношении, однако иногда настает момент, когда нужно вернуться домой, и мы всерьез думаем об этом".

Что это значит? Действительно ли США уходят из региона, о необходимости пребывания и активного действия в котором говорили многие американские политологи, в том числе Бжезинский и Киссинджер? Или это один из очередных политических пируэтов американского президента и завтра он скажет что-то совершенно другое? Кстати, в день открытия саммита поступила информация о том, что на заседании Совета нацбезопасности Трамп принял решение отсрочить вывод американского военного контингента из Сирии. Более того, он обратился к саудитам с предложением: если хотите, чтобы мои солдаты остались в Сирии, оплатите расходы. Так что одному Богу известно, как завтра расположатся звезды на сирийском небосводе.

По всей видимости, это все же очередной блеф Трампа. По мнению экспертов, США ведут в Сирии "латентную войну". В политическом плане Вашингтона нет нигде, в военном же – он повсюду. Он создал военные базы по обе стороны Евфрата, на севере Манбиджа, у границы с Иорданией.

ЕСЛИ ДАЖЕ ВАШИНГТОН УЙДЕТ С БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЧТО МАЛОВЕРОЯТНО, Эрдоган укрепится в тайно лелеемой мысли, что тем самым США не хотят терять Турцию. Если же США уйдут из этого региона, то непременно оставят там своих наместников. Первый из них, конечно же, Саудовская Аравия, связанная с Вашингтоном прочными военно-политическими узами и развивающая дружественные отношения с Израилем. Потом на арене появляется новый серьезный игрок – президент Франции Эммануэль Макрон, обещающий защитить сирийских курдов.

То, что Саудовская Аравия – адепт США в регионе, не новость. Здесь интересно больше появление Макрона. Руководствуется ли он сугубо личными политическими расчетами или же выступает с миссией защитника американских интересов, желая придать немного теплоты не столь уж блестящим франко-американским отношениям? Это покажет дальнейшее развитие событий. Но не стоит забывать, что у двух этих "прокси акторов" есть большое преимущество, а именно: финансы. Это деньги саудитов и Эмиратов, с которыми довольно близок Макрон. Между тем у России, Ирана и Турции нет столь важного рычага, посему реализация программы восстановления Сирии, о которой шла речь в Анкаре, выше их возможностей.

Оптимистичные оценки саммита в Анкаре не могут скрыть проблем и противоречий, в той или иной форме проглядывающихся в отношениях стран альянса. К ним прибавляются внутрисирийские проблемы, и в первую очередь курдская. Не стоит забывать и о другом важном обстоятельстве. Нам говорят, что большая война в Сирии завершилась, однако исламский терроризм показывает, что "слухи о его смерти сильно преувеличены". В итоге там все воюют против всех.

САММИТ В АНКАРЕ ВОЙДЕТ В ИСТОРИЮ КАК БЛЕСТЯЩИЙ МАСТЕР-КЛАСС византийско-османской сатанинской дипломатии. Мастер-класс, который дал мировому сообществу Эрдоган. С одной стороны, он подписал совместное заявление о сохранении территориальной целостности Сирии, с другой - захватил часть территории этой страны и присоединил к Турции. Только одаренный политик мог прикинуться "большим и искренним другом" России, вступить с ней в выгодную для себя торговую и военно-техническую сделку и в то же время вызвать искусственные противоречия в турецко-американских и турецко-израильских отношениях. Вместе с тем только далекий от политики человек не заметит, что территории, контролируемые в Сирии Россией и Ираном, слились и сильно сократились в сравнении с экспансионистской политикой Турции.

Эрдоган относится к числу тех политиков, чья хитрость сочетается с цинизмом и холодным расчетом. Продолжая флиртовать с Путиным и Рухани, он заявил на днях о своем желании возобновить процесс интеграции Турции в Европу и не превратил саммит в антиамериканскую или антизападную кампанию. При всем при этом мы, нисколько не боясь ошибиться, можем смело утверждать, что дружба Турции с Россией и Ираном носит ситуативный характер и никогда не перерастет в стратегические союзнические отношения, о чем кичливо заявляет Эрдоган. Турция останется членом НАТО и Таможенного союза ЕС. А в дополнение ко всему этому в вашингтонской администрации появился такой человек, как советник Трампа по вопросам безопасности Джон Болтон, который намерен нормализовать и реставрировать турецко-американские отношения. Так что в обозримом будущем Эрдоган никуда не денется от дядюшки Сэма.

Обращаясь к позиции Ирана, мы можем сказать, что по ряду вопросов она отличается от турецкой. Прежде всего Тегеран против того, чтобы Анкара укрепила свои позиции в Сирии. Турция добивается ухода Асада, Иран же этого не желает. Тегеран считает, что власть алевитов будет способствовать усилению позиций Ирана в Сирии, что обеспечит его контроль над Израилем и укрепит влияние шиизма на оси Иран -Средиземное море и Иран - страны арабского мира. Кстати, посредством Джона Болтона и не менее агрессивно настроенного госсекретаря Майка Помпео Трамп планирует нанести сокрушительный удар по военно-политическому потенциалу Ирана. Не нужно сомневаться, что при таком развитии событий Турция окажется рядом с нападающей стороной. Ведь Иран для нее по большому счету конкурент в геополитических делах на Ближнем Востоке. Так что и в этом плане турецко-иранские отношения противоречивы, контрастны и даже враждебны.

Что касается ключевого игрока альянса – России, то ее лидер Путин, по словам одного из турецких обозревателей, вопреки воле Запада "вернул свою страну на карту мира". И действительно, Россия сегодня играет решающую роль на Ближнем Востоке. Так что дальнейшие геополитические процессы будут развиваться при ее активном участии.

КАКОВЫ ВЫВОДЫ ИЗ СКАЗАННОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ интересов Республики Армения и какие могут быть предложения?

1. Режим Эрдогана в рамках союза с Россией и Ираном осуществляет спланированную агрессивную политику в отношении соседнего государства – Сирии. Под видом борьбы с курдами Анкара ведет захватническую войну против суверенного государства – субъекта международного права.

2. Захват сирийского Африна и реальная угроза аннексии новых территорий этого государства является неотъемлемым компонентом турецкого неоосманизма и пантюркизма, охватывающего огромную территорию Большого Ближнего Востока.

3. Турция, захватившая в 1974 году 38% территории Кипра и не встретившая при этом серьезного сопротивления великих держав и мирового сообщества, словом и делом проводит агрессивную политику в регионе. Сейчас настала очередь Сирии. Эрдоган требует пересмотреть, аннулировать подписанный в 1923 году Лозаннский договор, по которому Турция якобы потеряла контроль над бывшими территориями Османской империи.

4. Агрессивная политика Турции представляет серьезную угрозу международной безопасности и чревата дестабилизацией и разжиганием масштабных геополитических конфликтов на огромной территории от Балкан до Китая, от России до Ближнего Востока.

5. Экспансионистская политика Турции представляет реальную угрозу Южному Кавказу и прежде всего Армении, поскольку она органически переплетается и составляет единое целое с азербайджанским милитаризмом, направленным против физического существования двух армянских государств. Недавние заявления Баку о возвращении Азербайджану Еревана, Севана и Зангезура есть не что иное, как один из актов сценария армянофобской турецко-азербайджанской политики.

6. Отдельное место в азербайджано-пантюркистских и неоосманских планах занимает Нахиджеван, представляющий собой политическую единицу, освобожденную от армян, где в нарушение всех норм международного права и межгосударственных договоров усиленными темпами осуществляется милитаристская аннексия со стороны Турции и Азербайджана. В Нахиджеване прорабатываются планы навязывания Армении войны на двух фронтах. И не только. Провокация, устроенная 7-го и в ночь на 8 апреля азербайджанскими вооруженными силами, несколько раз нарушившими режим перемирия на нахиджеванском участке и открывшими огонь по армянским вооруженным силам, - лишнее тому подтверждение.

В предыдущих публикациях мы уже указывали на первоочередные задачи, стоящие перед армянской дипломатией. Следует принять безотлагательные скоординированные меры: международная конференция, целенаправленная работа посольств, пропагандистская и информационная кампании, мобилизация всех сторонников "мягкой силы" на ниве общественной дипломатии, разъяснительная работа – в целях раскрытия и выявления динамики турецко-азербайджанской милитаристской политики в Нахиджеване. Политики, способной вызвать еще одно ближневосточное цунами, которое на этот раз двинется на север – на Кавказ и дальше.

Арман НАВАСАРДЯН, Чрезвычайный и Полномочный Посол, президент Дипломатического фонда Армении


Источник: «Голос Армении»



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Трамп посчитал высланных дипломатов и в ярости накричал на помощников
Трамп посчитал высланных дипломатов и в ярости накричал на помощников
Президент США Дональд Трамп пришел в ярость, узнав число высланных из...
Турецкий аналитик о возможности вступления страны в ЕАЭС
Турецкий аналитик о возможности вступления страны в ЕАЭС
Турецкий аналитик, доктор политических наук Ресул Ялчин заявил о...
Серж Саргсян: Будущее Карабаха – это свободная жизнь
Серж Саргсян: Будущее Карабаха – это свободная жизнь
Будущее Карабаха – это свободная жизнь, заявил третий президент...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал