Топ Новое

СИРИЯ. ВОЙНА СЕГОДНЯ

8-02-2018, 13:00 Просмотров: Политика
8 февраля 2018, 13:00 - NovostiNK
"Следующим логичным шагом в деле защиты курдского региона должно стать появление на его территории регулярных сирийских армейских частей – в этом принципиальный фактор безопасности Африна", - заявил в интервью "ГА" сотрудник кафедры всемирной истории и зарубежного регионоведения РАУ кандидат исторических наук Антон ЕВСТРАТОВ.

СИРИЯ. ВОЙНА СЕГОДНЯ


- Г-н Евстратов, до событий в Африне большинство экспертов предрекало начало нового этапа в урегулировании сирийского конфликта, старт мирному обустройству Сирии в 2018 году. Ведь боевые действия практически закончились и было заявлено, что с ИГИЛ практически покончено. И, казалось бы, внезапно и неожиданно Турция начинает боевые действия против Сирии, объявив операцию "Оливковая ветвь" лишь одним из звеньев в цепи подготовленного против Сирии сценария. С вашей точки зрения это действительно было "внезапно" или такое развитие событий было ожидаемым?

- Дело в том, что война в Сирии многогранна и многоаспектна. Так она начиналась, так она и продолжается. И разгром ИГ отнюдь не отменяет боевых действий против других группировок на других территориях. В частности, речь идет о провинциях Идлиб и Хама, где оперировали как "террористы" (например, "Хайат Тахрир аш-Шам", являющаяся ребрендированной "Джабхат ан-Нусра"), так и "умеренные оппозиционеры" ("Сирийская свободная армия", ряд других прозападных и протурецких группировок). Причем последняя считается таковой лишь в силу политических причин, а не своих методов ведения боевых действий и идеологических ориентиров. Например, "Нусра" и ее "наследники" попали в черный список США и их союзников только по одной причине – начинали они как местный филиал "Аль-Каиды", с которой Вашингтон взаимодействовать не может по крайней мере публично, памятуя о событиях 11 сентября 2001 года.

С другой стороны, та же, по-видимому, сбившая российский СУ-25 "Джейш ан-Наср", как и многие другие, в этот самый террористический список не попадают, воспринимаясь на Западе как местное, доморощенное явление, не опасное для других стран и континентов. За годы сирийского конфликта я подготовил несколько десятков материалов как "с полей", будучи в Сирии, так и на основе разного рода источников о зверствах, в том числе и "умеренной оппозиции", и не испытываю никаких иллюзий относительно их методов, целей и установок. Не советую и другим.

Более того, "умеренная оппозиция" возможно более опасна для сирийского правительства и его союзников не в военном отношении, а в политическом, так как ее поддерживают внерегиональные игроки, которые уже и впрямую действуют в Сирии – это США и Турция. Катар и Саудовская Аравия, работавшие с ИГ и "Нусрой", по крайней мере не могли всерьез угрожать арабской республике прямым вторжением… Что касается операции "Оливковая ветвь" - то, конечно, это не неожиданность, а часть турецкого плана по утверждению влияния в северной Сирии.

- По данным СМИ, на помощь курдам в сирийский Африн выдвинулось подкрепление из Ирака в виде частей "Сил сопротивления Синджара", состоящих из езидов. Как это может переломить ситуацию?

- Я не очень представляю, каким образом синджарское езидское ополчение способно принципиально изменить расстановку сил на поле боя. Новые люди, несомненно, в Африне лишними не будут, но основная проблема его защитников все же в несопоставимости их технического арсенала с тем, которым располагает наступающая сторона. Однако политические причины произошедшего переоценить трудно. С одной стороны, правительство Сирии пропустило через свою территорию подкрепление для Африна. Если учесть, что руководство последнего недавно выступило с просьбой о помощи к Дамаску, признало необходимость сохранения единства арабской республики и назвало границы кантона с Турцией сирийскими (а не курдскими), появление в Африне езидских бойцов можно рассматривать как шаг навстречу уже со стороны Дамаска.

Между тем ранее отношения между курдской автономией и сирийским правительством нельзя было назвать приемлемыми – ни сирийской армии, ни сирийской администрации ни в Африне, ни в Джазире и Евфрате (Кобани) не было, и курды намеревались противостоять туркам сами, либо с американской помощью. Полагаю, следующим логичным шагом в деле защиты курдского региона должно стать появление на его территории регулярных сирийских армейских частей. Учитывая, что турки избегали доселе прямых столкновений с ними, это может стать принципиальным фактором безопасности Африна. Кроме того, необычно участие в помощи кантону именно езидских бойцов из Синджара, ведь именно этот регион ранее пострадал от, мягко говоря, недружественных действий иракских курдов. С одной стороны, это – проявление езидской сознательности и солидарности, с другой – свидетельство неоднородности курдов, прекрасно понимаемой езидами, и очевидного несоответствия реальности любых разговоров о неком общекурдском единстве и тем более общем "Курдистане".

- Какие террористические организации сегодня несут наибольшую опасность для законного правительства Сирии, кто за ними стоит и по каким сценариям они будут действовать? Какими будут дальнейшие шаги Турции?

- Как я уже говорил, в Сирии все еще действует всеми признанная как террористическая группировка "Хайат Тахрир аш-Шам", однако ее ряды тают под ударами сирийской армии и российских ВКС, она конфликтует с "умеренными" силами в том же Идлибе. Ее дни в нынешнем виде, скорее всего, сочтены. Гораздо опаснее поддерживаемые США SDF на Востоке от Евфрата, протурецкая "Сирийская свободная армия" на севере страны и ряд других группировок, признаваемых "умеренными". Последние не так страшны в чисто военном плане, однако победы правительственных войск над ними могут в любой момент стать поводом для вмешательства в сирийское противостояние их могущественных союзников. Таким образом, настоящая опасность угрожает сейчас Сирии не от бандитов и мятежников внутри страны, а от недружественных региональных и мировых держав. При этом Турция, кстати, менее опасна, нежели Соединенные Штаты – во-первых, будучи связанной партнерством с Россией и Ираном и уравновешенная ими, во-вторых, не изъявляя официально никаких претензий на сирийские территории и нарушение территориальной целостности арабской республики.

Более того, до сих пор армия Турции избегала прямых столкновений с сирийской армией. Турции не хочется видеть вблизи своих границ курдские автономные образования, которые могут спровоцировать курдский сепаратизм уже на турецкой территории, но контроль над данными регионами сирийского правительства вряд ли не устроит Анкару. Соответственно появление в Африне армии Сирии могло бы стать выгодным для всех – прекратить кровопролитие, остановить Турцию и стать этапом в восстановлении территориальной целостности САР. США – опаснее. Они не только заигрывали с сепаратистскими устремлениями части курдского политического руководства, но и занялись созданием на восточном берегу Евфрата вооруженных сил, нацеленных именно на борьбу с правительственными войсками. Думаю, что следующий этап противостояния в Сирии, после Идлиба и Африна, будет связан именно с территориями по левому берегу Евфрата.

СИРИЯ. ВОЙНА СЕГОДНЯ

- Как вы оцениваете роль России на данный момент в сирийском вопросе, учитывая инцидент со сбитым в Идлибе российским штурмовиком СУ-25 и гибелью пилота? Сами российские военные эксперты утверждают, что по российскому самолету преднамеренно стреляли протурецкие боевики. И за этими действиями стоят Эрдоган и его окружение. А в недалеком будущем Эрдоган или его последыши смогут стрелять по российским мишеням и из С-400. Какова ваша точка зрения?

- Само использование Турцией протурецких боевиков несет большой политический смысл. Будучи относительно слабыми в военном отношении, эти группировки позволяют Анкаре уклоняться от непосредственной ответственности за те или иные действия, отрицать свою прямую вовлеченность в наиболее щекотливые и сложные ситуации сирийского конфликта. В той же "Оливковой ветви" участвуют до 25 тысяч протурецких боевиков и лишь 6 тысяч турецких военных. Если бы Эрдоган хотел прямого конфликта с Россией, Ираном или даже Сирией, он бы давно осуществил данное устремление, и сирийские формирования были бы не нужны. Очевидно, что конфликт такого уровня Анкаре не нужен – ее вполне устраивает опосредованное противостояние.

До сих пор казалось, что Россия могла разменять Африн на Идлиб – "сдать" один регион взамен на успешное наступление в другом. Однако очень скоро данная теория стала выглядеть достаточно странно и не логично – ведь наступление сирийцев при участии ВКС РФ в Идлибе было настолько успешным, что они практически подошли к столице провинции, население которой стало требовать возвращения отправленных в Африн протурецких боевиков для защиты города. Спустя несколько дней был сбит российский самолет. Нельзя назвать это событие неожиданным – ровно за день до него из-под обстрела из ПЗРК удачно ушел другой СУ-25. Соответственно, боролись с воздушными целями боевики давно и, конечно, Турция была в курсе этого. Но называть непосредственно уничтожение самолета некоей осознанной акцией Анкары тоже не стоит – в этом просто не было смысла, ведь очевидно, что это не только не остановит наступления на Идлиб, но скорее ускорит его. Теперь с Россией и правительством Сирии Турции и ее союзникам будет договориться куда сложнее.


Зара ГEВОРКЯН


Источник: «Голос Армении»



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Алексис Оганян отходит от дел в Reddit
Алексис Оганян отходит от дел в Reddit
Соучредитель Reddit Алексис Оганян объявил о намерении уйти от...
Неожиданное заявление из Баку: Что задумал Алиев на апрель?
Неожиданное заявление из Баку: Что задумал Алиев на апрель?
Пресс-секретрь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил 7 февраля, что...
Депутаты НС Армении обсудили с замдиректора Женевского центра контроля ВС сотрудничество в сфере обороны
Депутаты НС Армении обсудили с замдиректора Женевского центра контроля ВС сотрудничество в сфере обороны
Председатель Постоянной комиссии Национального Собрания Армении по...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал