Топ Новое

Русско-армянская жемчужина

4-05-2020, 08:15Просмотров:Фоторепортажи, Тема дня
      4 мая 2020, 08:15 - NovostiNK
      На днях певице, общественному деятелю Петербурга, народной артистке России, заслуженной артистке Армении Рубине Рубеновне Калантарян исполнилось 95 лет. С этим прекрасным событием ее поздравили родные и близкие, коллеги и друзья. В их числе были викарий главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону иеромонах Погос Варданян и петербургский благотворитель Грачья Погосян.

      Рубина Калантарян человек неординарной и непростой судьбы. Род певицы является одним из самых древних княжеских родов Армении, находившемся в родстве с князем Михаилом Тариеловичем Лорис-Меликовым, ближайшим сподвижником Александра II.

      Рубина Калантарян родилась 1 мая 1925 года в Ереване, в семье ученых, внёсших неоценимый вклад в развитие и процветание Армении. Но в 30-е годы прошлого века 10-летняя Рубина осталась без родителей. Ее отца, замнаркома сельского хозяйства Армении, репрессировали, мама, не пережив горя, скончалась. И маленькая Рубина со старшей сестрой Седой остались вдвоем, неся на себе клеймо детей «врага народа».

      Безусловно, было очень интересно узнать, каким образом армянская девчушка оказалась в Петербурге. Как вспоминает певица, вскоре после войны к ним пришло письмо из Ленинграда от преподавательницы музыки Виргилии Багратовны Арцируни, которая во время блокады в эвакуации жила у сестер Калантарян и учила вокалу Седу. Она, не понаслышке зная о таланте младшей сестры, приглашала Рубину приехать к ней и поступать в Ленинградскую консерваторию. Зимой 1946 года Рубина Калантарян приехала в Ленинград. Но, к сожалению, зимой приема в учебные заведения нет, а без прописки жить в Ленинграде нельзя.

      - На меня написала донос домработница Виргилии Багратовны, указав, что в квартире Арцируни живет без прописки какая-то приезжая. Меня забрали в милицейский участок и пригрозили, если в течение суток я не уеду в Ереван они меня отправят туда эшелоном. А для меня слово «эшелон» - страшное. С ним связаны самые черные воспоминания детства, когда мы с мамой и сестрой провожали все эшелоны с заключенными, в надежде увидеть отца… Вышла я из участка и пошла попрощаться с Ленинградом. Пришла на Дворцовую площадь, стою смотрю на прекрасный Эрмитаж и вдруг меня осенило! Ведь в Эрмитаже директор сам Иосиф Абгарович Орбели, мой земляк!, - вспоминает Рубина Рубеновна. - Бегу туда, а сторож не пускает (а я тогда еще на русском говорила плохо), бью себя в грудь и говорю: «Орбели!». Он улыбнулся и подсказал в какой кабинет идти. Строгая секретарша, спросила к кому я пришла. Говорю: «Орбели!». Она: «Как доложить?». Я отвечаю: «Армянка». Секретарша, выйдя из кабинета Орбели сказала: «Иосиф Абгарович передал: армянке сидеть тихо и ждать». И вдруг поднялась суматоха! Оказалось, в это самое время у Иосифа Абгаровича случился сердечный приступ и его увезли в больницу. А у меня в запасе 24 часа! Вернулась домой к Виргилии Багратовне, мы вместе с ней проплакали всю ночь. Наутро, перед дорогой, я опять пошла попрощаться с Ленинградом. Стою, молюсь и вдруг вижу, ангел на Александрийской колонне как будто указывает мне пальцем путь – Эрмитаж! Опять бегу туда, в надежде, что Иосиф Абгарович вернулся, но он все еще в больнице. Я в слезы, и в это время в приемной звонит телефон. Это был Орбели. В своем разговоре, отдав важные поручения, он интересуется приходила ли я или нет. Секретарь говорит, что я сижу здесь и плачу. Тогда он велел прислать за ним в больницу машину, чтобы привезти на работу. Когда я вошла в кабинет, Иосиф Абгарович осмотрел меня с головы до ног и сказал: «И это все?», – Рубина Рубеновна смеется. – Он внимательно выслушал мою историю и позвонил кому-то: «У меня к вам просьба - сейчас придет молоденькая маленькая девушка, у нее изумительный голос, и, если мы с вами не поможем ей окончить Консерваторию, то наша культура понесет большую потерю. Мы с вами этого не допустим!».

      Так маленькая княжна влилась в культурную жизнь большого Ленинграда. Но мысль, как-то отблагодарить великого Орбели за оказанную помощь не покидала Рубину Рубеновну. И она придумала как!

      - У Иосифа Абгаровича была дача за городом в Комарово. И я приезжала летом туда каждые выходные, пряталась у забора и пела ему все армянские народные песни, которые знала, - делится воспоминаниями Рубина Рубеновна. - Он, конечно, знал, кто поет, но вида не подавал. Садился на балконе и слушал. Прошло много лет. Как-то мы встретились с академиком Дмитрием Лихачевым на его даче. Он утвердил Международный конкурс «Звезда Прометея» и одноименную награду. Первой «Звездой Прометея» он наградил меня. Он же ввел меня и в состав организаторов этого конкурса, – уточняет певица. - Поэтому мы нередко с ним встречались и обсуждали кандидатов на его даче, которая находилась как раз напротив дачи Иосифа Абгаровича Орбели. И Лихачев мне говорит: «Когда я слушаю ваши выступления на концертах, я вспоминаю, что эти песни я уже слышал. Вы не поверите где: у нас на дачах. Приходила какая-то женщина и все эти песни пела на улице». И я сказала Дмитрию Сергеевичу, что это была я. Он чуть со стула не упал!

      Несмотря на свой солидный возраст эта хрупкая женщина обладает отличной памятью и тонким юмором. О ее заслугах и неоценимом вкладе в популяризацию старинного русского романса (да-да, армянская исполнительница всю свою творческую карьеру посвятила именно русскому романсу), рассказывают многочисленные награды, с любовью хранимые на столике, фотографии и афиши, смотрящие на гостей со стен.

      - Вы знаете, кто изображен на обложке?, - показывая книгу, спрашивает Рубина Рубеновна. – Это Нами Микоян, в девичестве Геуркова, моя одноклассница и подруга, с которой мы дружим до сей поры. В юности я была влюблена в виолончелиста Геру, и мы часто приходили в старую разрушенную церковь, он там играл для меня «Грезы» Роберта Шумана, такая у него была любимая привычка. Нередко с нами приходил Арно Бабаджанян. Однажды я пригласила с собой подругу, дочку первого секретаря обкома партии – Нами, и Арно влюбился в нее. Но отцу Нами Арно Бабаджанян категорически не нравился. И чтобы не допустить их отношений он отправил Нами в Москву. Там она вышла замуж за сына Анастаса Микояна – Алексея. У них родился сын, которого назвали в честь деда - Анастас. Когда Анастас вырос, он стал увлекаться рок-музыкой. Но это вызвало большой скандал – фамилия Микоян и рок-музыка несовместимы! И тогда он решил взять псевдоним. Так имя Анастас превратилось в Стас, а имя его мамы – Нами – стало фамилией Намин. Так родился знаменитый рок-музыкант Стас Намин…

      Когда в Армении в 1988 году случилось страшное землетрясение Рубина Калантарян, как и тысячи других небезразличных людей, поехала на свою Родину, чтобы поддержать земляков. Со своим музыкальным коллективом они объехали все крупные города, выступали с концертами прямо на улицах, поднимая дух людей и вселяя в них уверенность в завтрашнем дне.

      Сегодня Рубина Рубеновна является членом правления Союза концертных деятелей. Именно там Рубиной Калантарян и ее учениками была создана благотворительная программа МИР - милосердие, искусство, религия, с которой она объездила множество больниц и тюрем, мест, где людям нужна музыка не только как эстетическое наслаждение, но и как путь к успокоению души. А уже в рамках Всемирного клуба петербуржцев, членом которого является Рубина Калантарян, из этой программы вытекла другая - «Многонациональный Петербург». Она направлена на то, чтобы люди разных национальностей терпимее относились друг к другу, уважали культуру и традиции разных народов. Несколько лет назад, когда была в силах, совместно с Германо-Российским культурным центром певица устраивала ежемесячные благотворительные вечера в Лютеранской церкви на Невском проспекте. Рубина Рубеновна также является членом Армянского церковного совета. С особой любовью пропагандирует армянскую культуру и музыку армянских композиторов. Девизом певицы являются слова: «Счастье - быть полезным и нужным».

      Калантарян - кавалер ордена Дружбы и ордена Почета. Награждена высшими отличиями Всемирной академии культуры, науки и искусства, наградой Патриарха всея Руси и Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, награждена орденом «Созидатель Петербурга» и имеет звание «Золотой голос России», неоднократно становилась «Человеком года» и получила государственную премию города.

      И сегодня общаясь с этой красивой женщиной, окунаясь в уникальные воспоминания, забываешь о ее годах. Перед тобой сидит молодая, озорная, очаровательная девушка! Это отметили и гости именинницы - Грачья Погосян и иеромонах Погос Варданян. Они вручили Рубине Рубеновне подарки и букеты роз, столь любимых певицей. Погос Варданян также передал слова поздравлений от главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса. А Грачья Погосян по просьбе своей супруги подарил Рубине Рубеновне духи. И Рубина Калантарян отметила, что только женщина знает, что может понравиться женщине.

      Кстати, благотворительный фонд имени Погосяна Грачьи Мисаковича в рамках проекта помощи пожилым в период самоизоляции, в числе 68 человек обеспечивает продуктовыми наборами и Рубину Рубеновну Калантарян.

      Еще долго гости общались с именинницей, перебирали совместные архивные фото со знаменитыми личностями, смеялись и сопереживали произошедшим событиям в жизни прекрасной певицы с нелегкой, но такой богатой судьбой.

      Мы желаем Рубине Рубеновне Калантарян долгих и радостных лет жизни, чтобы о ней и ее творчестве помнили и наслаждались уникальным голосом этой маленькой армянской княжны многие поколения как в России, так и за ее пределами.


      Дина Никифорова

      Фото автора


      Источник: NovostiNK

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

      Русско-армянская жемчужина

       (голосов: 0)
      К 200 летию Федора Достоевского
      Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал