Топ Новое

Это не Берлин, это Ереван!

22-07-2019, 10:40Просмотров:Фоторепортажи
      22 июля 2019, 10:40 - NovostiNK
      DARSIK

      Есть города, красивые архитектурно. Если к ним прилагается занимательный и завидный образ жизни горожан и культура повседневности, то получается Париж. Если не прилагается ничего, выходит что-то типа Праги. Есть города, в архитектурном смысле представляющие из себя немного — они неровные, рваные, иногда не очень ухоженные, но люди в них живут так весело и так завидно, что ты сам начинаешь примерять на себя костюм местного. Среди них, например, Тель-Авив, Берлин — и Ереван.

      Взгляд на панораму города с террасы ереванского «Каскада» вряд ли заставит сердце екнуть, даже если вы рассмотрите за дымкой жары красавец Арарат. Для того, чтобы полюбить город, надо спуститься вниз, на розовые улицы, и стать частью ереванской мовиды.

      Ереван построен из туфа. Это великолепный камень, среди оттенков которого есть и кофе с молоком, и сахарная вата, и цвет пыльной розы, и цвет абрикосовой шкурки. Он пористый, матовый, структурный — и очень красивый. Розовато-рыжий туф очень идет зданиям соцмодерна — были бы они построены из холодного мрамора, город лишился бы изрядной доли своего уюта.3. За уют в Ереване отвечают еще зелень и улицы адекватной ширины — так у тебя появляется желание проводить время на улице, а не просто промчаться из точки А в точку Б на машине. В городе хочется жить, его хочется рассматривать.

      Одна из милых ереванский особенностей — расписывать арки и проходы, ведущие с улицы во двор дома.

      Ереван запомнился мне обилием цветов, в первую очередь роз. По обочинам дороги, ведущей к аэропорту, — десятки цветочных лавочек. На улицах взгляд постоянно упирается в цветочные развалы. Почти в каждом супермаркете — цветы. Наши армянские друзья говорят, что традиция предписывает иметь чуть ли не в любом магазине полный ассортимент того, с чем приличный армянин ходит в гости — цветы, вино, что-то для детей. Вам тоже срочно захотелось поехать в Ереван и сходить в гости, правда?

      В июне Ереван похож на приморский город без моря. И так оживленный, с наступлением сумерек и приходом более прохладного ветра, он начинает напоминать громадный курорт, где никто не спит, а все бесконечно едят мороженое, пьют вино, гуляют, поют, играют на музыкальных инструментах, едят, общаются.

      В отсутсвие моря главной точкой притяжения становится фонтан на площади Республики.

      На радость горожанам и приезжим фонтан поет и танцует, переливаясь огнями.

      Ряд ереванских улиц выглядит точь-в-точь как Берлин где-нибудь в Кройцкельне или Пренцлауэр-берге — зелень, невысокие дома, первые этажи, занятые бесконечными барами или ресторанами, столики, выставленные прямо на мостовую, обилие молодежи.

      Вот эта традиция не строить серьезных укреплений, а просто вынести столы и стулья на мостовую мне очень нравится! К тому же, в естественно зеленом городе с узкими улицами легко можно обойтись без ящиков с гортензиями, которые в Москве стали таким же элементом пейзажа, как и многострадальная плиточка.

      В Ереване безумное количество винных баров — можно провести весь вечер и половину ночи, перетекая из одного заведения в другое, дегустируя стаканчик тут, стаканчик там. В Армении делают много очень хорошего вина — и это еще один повод для визита.

      Мне бросилось в Ереване в глаза также и количество мужских компаний в барах и ресторанах: мужчины встречаются за кофе, за бокалом вина, ужинают… В Москве в ресторанах есть или компании инстаграмщиц, перетекающие из одного новомодного места в другое, или бизнесмены (и тогда они тоже могут мужской компанией пить кофе в «Кофемании», например), или компании женщин ну или пары. Видимо потому, что мужчины у нас так много работают и так долго едут с работы и на работу, что ли…

      Ну и как вы уже поняли, в Ереване полно очаровательных террас.

      Пытливый читатель непременно спросит меня о том, чем же отличаются, кроме самого очевидного, Узбекистан и Армения. Чего ждать туристу в каждой из стран? Скажу так: в Узбекистане есть памятники мирового значения, от которых захватывает дух, есть гораздо большее, чем в Армении, число туристов, но нет абсолютно никакого заметного стиля жизни. Никаких винных баров, яиц-пашот или яичницы с бастурмой на завтрак, джаза, капучино и кофе в турке в Узбекистане нет. В Армении тоже есть памятники ЮНЕСКО, которые лично мне кажутся куда менее захватывающими, чем узбекские, но при этом у армян есть образ жизни, которым они наслаждаются. Армения куда более открыта миру и интернациональна, чем Узбекистан. Армяне сами едят в ресторанах, живут в отелях, путешествуют по родной стране, то есть являются сами потребителями. Узбеки же все делают по наитию, видя спрос, но не зная, как должно то или иное предприятие работать.

      Ну а уж если совсем кратко, то в Узбекистан едем за большим количеством экскурсионных мероприятий, а в Армению — за образом жизни в первую очередь. По крайней мере для меня стиль жизни и любовь армян к своей стране стали главной достопримечательностью Армении.

      Еще один повод для меня влюбиться в Армению и Ереван — это джаз. С середины прошлого века это один из главных музыкальных стилей в стране. Легендарное место в Ереване — клуб «Малхас», созданный пианистом Левоном Малхасяном, стоявшим у истоков армянского джаза. Малхасяну уже за семьдесят, но он почти каждую ночь садится за инструмент. Главное — дождаться полуночи. Энергетика у него потрясающая! Пальцы просто летают по клавишам, а сам пианист даже не смотрит на инструмент. Если вы любите джаз и еще не были в Ереване, срочно за билетом!

      В выходные в Ереване в самом центре работает «Вернисаж», что-то среднее между рынком сувениров, барахолкой и антикварным развалом. Части с коврами — мои самые любимые. Я невероятно люблю ковры и ужасно жалела, что все подходящие поверхности в доме и в квартире уже заняты.

      Место, которое ни в коем случае нельзя пропустить в Ереване — дом-музей художника Мартироса Сарьяна. Сарьян — лицо армянской живописи, ставший классиком еще при жизни. Музей в этом доме был создан, когда Сарьяну было 87 лет. Он состоит из двух частей — выставочные залы с работами художника и приватные части: мастерская, жилые комнаты.

      С творчеством Сарьяна я уже была знакома: я видела его работы на выставке армянских импрессионистов в московском Музее русского импрессионизма. Побывав в музее в Ереване, я обратила внимание на то, как перекликаются по стилю и колористике работы Сарьяна с работами Урала Тансыкбаева и Николая Карахана, известными мне по музею в узбекском Нукусе.

      Ну а самая любимая у Сарьяна серия — та, что посвящена Востоку.

      Большая часть самых заметных проектов в Армении создана силами и на деньги армянcкой диаспоры. Вы же знаете о том, что за пределами Армении армян живет больше, чем внутри нее? Один из примеров — центр искусств Гафесчяна в комплексе «Каскад».

      «Каскад» был амбициозной советской стройкой — променад с широкими лестницами и внутренними пространствами с эскалаторами, залами заседаний и прочей инфраструктурой призван был соединить два района города, разделенные большим перепадом высот. Красивые виды на Ереван, удобство пользования за счет системы внутренних эскалаторов, отделка туфом, монументальные формы — «Каскад» олицетворял собой новый образ столицы Армении. Достроить его много лет возможностей не было, пока согласия не достигли городская администрация и фонд американского бизнесмена и коллекционера армянского происхождения Джерарда Левона Гафесчяна. Здание фонду досталось построенным наполовину. Проект завершили в 2009 году; внутри собрали предметы из личной коллекции Гафесчяна и ряд объектов, созданных специально для комплекса.


      Мне больше понравилось архитектурное решение, чем коллекция, в которой 80% предметов из разряда диковинок, а не произведений искусства, надо которыми хочется размышлять.

      К музею прилагается современная библиотека и отличный магазин с сувенирами, где собраны работы армянских дизайнеров.

      Работа Дейла Чихули, известного американского стекловара. Были в отеле Atlantis The Palm в Дубае? Помните люстру в лобби? Этот тот же автор!

      Монументальная абота Григора Ханджяна, посвященная истории Армении. Это триптих, которому отдан целый зал.

      Еще одно место из разряда не вздумайте пропустить в Ереване — ковровая фабрика «Мегерян». Мегеряны — американцы родом из Армении, сделавшие в США крепкий ковровый бизнес и решившие, как и многие представители диаспоры, сделать что-то полезное для родины. Так в их собственности оказалась открытая еще в 1917 году ковровая фабрика в Ереване.

      Как я уже говорила, я очень люблю ковры! А потому мне было очень интересно побродить по музею при производстве, узнать о том, что один из самых древних ковров на земле был, оказывается, армянским, удивиться тому, что ковроплетение в Узбекистане и Армении отличается не только используемым сырьем (в Армении почти не делают шелковых ковров), но и самым важным — техникой, узлами.

      Еще более интересно мне было узнать, что предприимчивые Мегеряны придумали не просто продавать свои дорогие и безупречные ковры, но и делать шелковые шарфы и ювелирные изделия с эмалью с узорами, встречающимися на коврах. И правильно: сколько людей купит ковер, а сколько — колечко? Вот и я не устояла.

      Пространство фабрики используется для мероприятий разного рода: для нас, например, организовали мастер-класс. Под руководством Седрака Мамуляна, лучшего повара Армении и председателя организации по развитию и сохранению традиций армянской кулинарии, мы с мужем и друзьями готовили долму и аришту, армянскую пасту. Вот этим качественно отличается Армения от Узбекистана: в Узбекистане ковровая фабрика — это про ковры, а в Армении и про украшения, и про фотосессии, и про вино, и про мастер-классы. Не пропустите!

      Место, которое заставит ваши мозги скрипеть — Матенадаран, институт древних рукописей. Тут можно выяснить, что любой школьник может прочесть средневековый текст на армянском, что армянские врачи столетий шесть назад умели делать кесарево и оперировать катаракту, а также о том, что это весьма серьезное научное заведение делает целебные настойки по рецептам из хранимых рукописей и продает их в собственном магазине. Ай молодцы!

      Путешествие в Ереван — история простая не только потому, что авиабилеты довольно недорогие, а въехать в Армению вообще можно по внутреннему российскому паспорту, но и потому, что в стране множество очень хороших гостиниц. Мы с мужем жили в Tufenkian Historic Hotel в Ереване и оценили хороший сервис, расположение в самом центре, выверенный дизайн и прекрасные ковры в каждом номере. Рекомендую!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!

      Это не Берлин, это Ереван!
      Источник: DARSIK

       (голосов: 0)
      К 200 летию Федора Достоевского
      Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал