Топ Новое

Денис Дворников: «Теперь надо найти тот код, тот интерфейс, который будет интересен армянской молодежи»

16-04-2019, 15:17 Просмотров: Интервью
16 апреля 2019, 15:17 - NovostiNK
Денис Дворников: «Теперь надо найти тот код, тот интерфейс, который будет интересен армянской молодежи»


Публицист, автор гуманитарных проектов

В этот год нас почти ежедневно ожидал «разбор полетов» российско-армянских отношений. Он шел и в политическом поле, и в информационном, и среди обычных людей. Ты присутствуешь как эксперт, и как организатор своих проектов в Армении и Арцахе порядка 10 лет. Можно ли сегодня найти те «узлы», в которых наши взаимоотношения дают «живую искру», без работы над любовью и многовековыми отношениями?

Да, очень многие в России достаточно резко стали специалистами по Армении. Я немного потерялся на этом фоне, поскольку у меня не было готовых и однозначных ответов на возникшие вопросы. А у экспертов они, как всегда, были. У них всегда есть ответы, о чем бы ни шла речь – Венесуэла, Брекзит, Армения – всё знают, не выходя из коридоров Останкино. Потом волна экспертного интереса немного спала. И теперь можно говорить серьезно, а не в жанре телешоу. «Узлы» есть, и ты сама их прекрасно знаешь. Это люди. И в России, и в Армении. Надо просто говорить с людьми, находить общие интересы, в культуре, бизнесе, в безопасности. Традиционная проблема внешней политики России на территории бывшего Союза, это стремление к работе с элитами, а не с людьми. Отсюда все провалы, и в плане получения информации, и при поиске компромиссов. Вот смотри, сегодня столько тренингов проводится по самым разным темам, но я пока не слышал, чтобы кто-то провел обучающий семинар для армянских предпринимателей о том, как пользоваться механизмами ЕАЭС, чтобы продать свою продукцию или провести другую выгодную сделку. Это просто первый пришедший в голову пример. А сколько всего можно сделать, используя новые технологии, включив новое поколение.

Мне кажется, что драматизация российско-армянских отношений происходит потому что, в эти 30 лет действовала инерция, которая была задана уже нахождением наших государств в СССР. Так ли сильно нас отбросило друг от друга при распаде союзного государства, как, скажем Россию и Литву? Киргизию?

Нас не отбросило. Просто в Армении выросло новое поколение, которое не знает Россию и не понимает, в чём прикол этой большой страны. В английском языке есть устойчивая аббревиатура WIIFM – Whatisitforme?–что это для меня? Новое поколение завораживающе прагматично, это люди, которых не лупили солдатским ремнем и не говорили, что «я» - последняя буква алфавита. Они - классные, очень динамичные и творческие. Их песочница – вся планета. Потому что они в иной коммуникационной реальности. И чтобы увлечь их какой-то страной, надо талантливо и наглядно показать, в чем радость общения с той или иной культурой. Ну не все готовы просто любить страну Пушкина, хотя есть и такие. Но их мало. Геополитика - это выставка-продажа национальных образов. Пока наша витрина немного пыльная и все еще «советская» в самом негативном смысле этого культурного понятия. Притом, что в целом понимание важности создания живого привлекательного имиджа к нам уже пришло, и даже что-то получается. Достаточно вспомнить прошедший чемпионат мира по футболу. Теперь надо найти тот код, тот интерфейс, который будет интересен армянской молодежи. Все в наших руках. Захотим – будем все счастливы. Будем пытаться идти простым путем, работая с десятком министров и олигархов – будем ходить по граблям, пока в Армении не исчезнет русский язык.

Насколько я успела понять из твоих многочисленных выступлений в СМИ и в соцсетях, для вас остается если не болезненным, то крайне неприятным то обстоятельство, благодаря которому русский активист или наблюдатель форматируется армянской стороной. Если сами армяне в своих внутренних спорах и конфликтах многовариантны, могут отступать, менять позицию, то эту же степень свободы и диалогичности они не прощают тому, кто попал в категорию «друзья армянского народа»?

Я очень спокойно отношусь к различным реакциям. Да, армяне – темпераментная аудитория, требовательная. Здесь в полной мере проявляется национальный колорит и характер. Я бы вообще не сильно обращал внимание на критические комментарии. Это импульс. Многие, я уверен, напишут свое «фи» и забудут. Ну а сумасшедшие товарищи, которые атакуют вашу страницу – это случай, который находится вне интеллигентного диалога. Кнопка «бан» лечит это на раз. Гораздо страшнее было для меня наблюдать, как армяне начали просто уничтожать друг друга по политическим мотивам. Читаю я ленту и вижу, как один мой друг грязно материт другого. И в какой-то момент это просто стало невозможно наблюдать. Конечно, в таких условиях что-либо комментировать – глупо. Это главная причина, почему я сократил количество публикаций на армянскую тему. Все что я хотел, я много раз сказал, написал, произнес в микрофон. Не хочу нудеть на одной ноте. А какие-то гипотетические рассуждения и высказывания о нынешнем состоянии армянского общества могут привести к очередному бессмысленному гвалту. Даже если я напишу об аромате армянского кофе, то есть риск получить вопрос, пью ли я этот кофе за здравие Пашиняна или наоборот. Вот это действительно грустно. А то, что касается форматирования русских друзей – то просто не надо форматироваться. Леру Олюнину ценят за то, что она Лера Олюнина, а не за то, что она подстраивается под мнение какой-то группы читателей.

Ты, опытный общественник, юрист-международник, работали как эксперт в Российско-Армянском Содружестве (РАС), но постепенно нашел, кажется, единственную форму взаимодействия с Арменией и Арцахом: это ведение персональных проектов. Так было в Арцахе в августе 2016 года, когда ты привез рок-группу «Сегодня ночью» и организация литературного клуба «Образ» (Степанакерт»), и международная конференция памяти о. Павла Флоренского в Арцахе на базе Университета Месроп Маштоц. Чем ты руководствуешься, когда втягиваешься в то или иное дело, требующее огромного напряжения и поиска финансирования?

Чем-чем… Эмоциями. Это было чистое творчество, которое, как выяснилось, имеет свое место и в общественной деятельности. Оглядываюсь назад и удивляюсь, какие энергетические вихри удавалось закручивать: вовлекать питерских музыкантов, профессоров МГУ, сотни незнакомых людей по всей России и не только. Очень многих людей узнал прекрасных. Но не я первооткрыватель. Были и есть твои проекты, был и есть Юра Навоян, Виктор Коноплев – задолго до меня. Но, мне кажется, что нам удалось вместе придать законченный вид этому жанру международной общественной деятельности. И за ним будущее. Я бы на месте фондов развивал бы тему индивидуальных грантов на подобные проекты. Не для организаций, а для отдельных личностей, готовых вкладывать свои силы ради нашего общего будущего. Мир идет по пути индивидуализации многих процессов, от бизнеса, до политических проектов.

Есть ли у тебя понимание, как можно эффективно отстроить активность тех государственных российских структур, которые работают в Армении? Есть ли аналог хорошей работы Россотрудничества в какой-либо стране СНГ или мира, которая удовлетворяет стратегическим задачам геополитического союза?

Из всего, что у нас есть, мне ближе Фонд Горчакова. По крайней мере, их команда работает с погружением, не равнодушно. В ноябре при их поддержке в Дилижане прошла «Школа молодых лидеров», очень душевно получилось и с пользой для ребят из многих стран. По Россотрудничеству трудно что-то комментировать. Сейчас там снова вменяется руководство. Их деятельность достаточно жестко комментирует Евгений Примаков -младший. Наверное, что-то должно поменяться. Работать надо с разными категориями граждан, отталкиваться от интересов жителей страны, в которой ведется деятельность. Проведите хотя бы две-три социологические фокус-группы и ваша программа будет наполнена содержательными идеями на год вперед. Сейчас мероприятия рождаются из шаблонных календарных поводов, либо высасывается из пальца: «а давайте….». Надо работать не на отчет, не наобум, а для людей, для страны.

Денис, сегодня в политическом поле по линии Россия-Армения-Арцах сложилось два дискуссионных клуба. Так получилось, что ты ни с одним из них не совпал. Ты не мог бы кратко показать те точки в «горизонте событий», стремление к которым лично тебе кажется продуктивным?

Не то, что не совпал, просто Союз армян России на меня обиделся в лице Левона Муканяна и какой-то важной барышни, кажется, по имени Люсик, вот и все. Была совершенно неприличная история, когда меня позвали выступить на памятный митинг 24 апреля, а потом вычеркнули из списка выступающих. Это все такая отвратительная возня, такое мелкое и бессмысленное копошение, в котором теряется смысл любой работы. Не нужны дискуссионные клубы. Это протухший формат, который нужен только для общих фотографий и фуршета. Информационное общество так не работает. Точек никаких нет. Есть движение. И нужно просто владеть современными инструментами, ориентироваться на повестку тех, кому еще нет тридцати.

Беседовала Валерия Олюнина

Источник: NovostiNk.net




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Российские СМИ в Армении, как и СМИ других стран должны иметь равные права и обязательства
Российские СМИ в Армении, как и СМИ других стран должны иметь равные права и обязательства
15 апреля премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил журналистам об...
Арцах по праву сильного
Арцах по праву сильного
Владимир Владимирович, ты имеешь влияние на президента Турции...
Массовые сокращения – это последний шаг, к которому должна прибегнуть компания
Массовые сокращения – это последний шаг, к которому должна прибегнуть компания
Этого следовало ожидать, потому что еще 31 декабря 2018 года газ на...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал