Топ Новое

АГРЕССИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

18-11-2017, 00:00 Просмотров: Интервью
18 ноября 2017, 00:00 - NovostiNK
Интервью с заведующим отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РФ Сергеем ЕНИКОЛОПОВЫМ

АГРЕССИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ


- Г-н Ениколопов, вы занимаетесь психологией агрессии и насилия, какие деструктивные проявления входят в сферу ваших профессиональных интересов?

- Спектр интересов очень широкий, это терроризм, экстремизм, убийства, хулиганство, насилие и жертвы агрессии, но я также занимаюсь исследованиями разного рода психических нарушений, в том числе посттравматическими расстройствами и даже чувством юмора.

- Те, кому свойственно агрессивное поведение, - психически здоровые люди?

- О страдающих шизофренией мы говорить не будем, это другая тема. Но агрессивное поведение свойственно многим людям, среди которых есть и здоровые, и те, кому ставится диагноз "психопат". На Западе их называют социопатами. Но диагноз не освобождает от уголовной ответственности. Независимо от состояния психики всех этих людей отличают полное безразличие к страданиям другого человека и отсутствие моральных принципов. Они даже могут стать серийными убийцами. Причем это не невменяемые люди. Они рассчитывают все условия совершения преступления и полностью контролируют свои действия.

- Вы сказали, что занимаетесь и чувством юмора. Как это связано с медицинской психологией?

- Психостеники не воспринимают Чарли Чаплина, комедию положений, практические шутки... Чувство юмора может отсутствовать и у здорового человека, но это один из тестов на психическое здоровье. В начальный период психического расстройства у многих больных отмечается ангедония - патологическое состояние психики, характерное неспособностью радоваться и получать удовольствие. Но есть и другая категория людей, которые боятся быть осмеянными, их много, до 7% населения. Это неуверенные в себе люди. Кстати, способность посмеяться над собой - признак психического здоровья.

- Есть люди, которые считаются здоровыми, но явно не умеют общаться, часто обижают других, ими все недовольны. Это исправимо?

- Им можно помочь наладить обратную связь. Но эти люди плохого мнения практически обо всех, они очень подозрительны, мнительны, во всем видят злой умысел... Обижая других, они не отдают себе в этом отчет, поэтому адекватную реакцию окружения на их поведение они воспринимают как еще одно подтверждение своих подозрений. Зачастую такого рода агрессия - это защита, превентивный удар. Попав в незнакомую компанию, такой человек смущается, боится, что его обидят, и начинает хамить. Некоторые действуют по принципу: хочешь, чтобы тебя запомнили, успей нахамить многим. Причина такого поведения - неуверенность в себе, страх предстать перед окружающими в невыгодном свете. Эти люди неудачники во всех смыслах. У тех, кто никому не доверяет, плохо идут дела, не складывается карьера, мешает неуверенность в партнерах, сложные отношения с коллегами. Изначальная негативная установка создает проблемы и в личной жизни. Расхожие штампы - "все бабы - дуры" и "все мужчины - сволочи" - не способствуют созданию благоприятных и стабильных отношений. Такие установки испортили жизнь многим. Постоянно опасаясь предательства, такие люди не имеют друзей.

- Как получается, что из одной и той же среды выходят и террористы, и нравственно нормальные люди? Это как-то обусловлено наследственностью?

- Фактор наследственности не доказан. Но об определенной предрасположенности к агрессии говорить можно. Огромную роль играет влияние, психологическая обработка, которой подвергаются террористы. А благоприятной почвой, на которой профессиональное психологическое воздействие дает результаты, становится чувство социальной несправедливости. Эти люди начинают искать выход и под воздействием влияния извне видят его именно в терроре. Существуют три вида терроризма: национальный, социальный, религиозный. Террористами становятся те, кто, ощущая нехватку социального ресурса, понимают, что не достигнут жизненного успеха. Им не трудно "промыть" мозги, внушить, что любой, кто работает на эту власть или исповедует другую религию, - враг, и любое зло в отношении него справедливо. В сознании террориста происходит определенный сдвиг, переоценка ценностей, образ врага теряет человеческие черты, его не жаль. И тогда можно спокойно организовывать взрывы на улицах, закладывать бомбы в самолеты и т.д. И все жертвы окажутся принесенными во имя высоких целей и справедливых идей. Ради них террорист готов пожертвовать и собственной жизнью. Тут всегда один набор штампов, как на плакатах военных лет, враги - это не люди, их изображают крысами, свиньями и проч. И для террориста это не люди, поэтому в отношении них допустимо все.

Но у адекватных людей возможны и совершенно другие проявления. Мне известен случай, когда за одним столом оказались двое участников Второй мировой войны - русский и немец. Компания опасалась конфликта, но между людьми, стрелявшими друг в друга несколько десятилетий назад, неожиданно возник контакт, оказалось, что у них есть общее прошлое, что им есть, о чем поговорить, что вспомнить. Другой пример: в то время, когда внук легендарного советского аса, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина учился в аспирантуре в Германии, там выпустили книгу об асах Второй мировой войны, в числе которых был, разумеется, и Покрышкин. Книгу сразу же разобрали, и Покрышкину-младшему она не досталась, но, когда в книжном магазине узнали, что это внук легендарного летчика, ему подарили книгу с большим почтением. Но у людей с "промытыми" мозгами другое мировосприятие, другие ценности.

- Вы сказали, что террористами становятся неудовлетворенные люди, которые видят причину своих неудач в социальной или политической несправедливости. Таких много, но террористами становятся, к счастью, не все...

- Не все подвергаются психологической обработке. У большинства агрессия проявляется в более мягких формах.

- Большинство современных террористов - последователи ислама. Это особенности религии?

- Было проведено исследование, в котором участвовали татары, традиционно жившие по адатам, и недавно обращенные в ислам русские. Оказалось, что татары менее агрессивны, более демократичны и религиозно терпимы. А новообращенные в ислам русские - более агрессивны, авторитарны и нетерпимы. Вопрос не в религии. Принявшие ислам русские сменили веру в результате психологической обработки, включающей в себя формирование другого мировоззрения, иной системы ценностей и постановку четко определенных задач.

- Понятно, что при "благоприятных" условиях террористов можно "вылепить" из многих, но все-таки очевидно, что есть нации, более склонные к агрессии...

- Вероятно, это действительно так. Например, каталонцы, будучи более интеллигентной нацией, давшей миру очень много талантливых людей, пытались решить вопрос независимости мирным и принятым в международной практике путем. Баски всегда были склонны к терроризму и поэтому подвергались жестоким притеснениям при Франко. Кстати, недавно я с удивлением узнал, что баском был Равель, который родился по другую сторону Пиренеев, во Франции, и поэтому считается французским композитором. Но талант и агрессивность - разные вещи. Однако с сожалением приходится признавать, что агрессивные баски пользуются гораздо большими правами, чем мирные каталонцы.

- Ну, с этим мы постоянно сталкиваемся и в обыденной жизни, приличный человек всегда более уязвим и чаще становится объектом несправедливого обращения. Но вернемся к основной теме. Вы сказали, что занимаетесь и посттравматическими расстройствами психики. Это излечимо?

- Это расстройство поддается лечению, если больные обращаются к специалисту, что происходит редко, что и приводит к негативным последствиям. Страдающих посттравматическими расстройствами преследуют страшные воспоминания об увиденном на войне, и они становятся алкоголиками, наркоманами, антисоциальными личностями. Причем посттравматические расстройства отмечаются у 18-20% участников военных действий, но большая их часть, пройдя войну, остается психически здоровыми. Очень важно и то, как сложилась мирная жизнь этих людей, ведь многие ждали другой реакции, другого отношения общества, государства. Например, вернувшись из Афганистана, люди, которые там воевали, теряли друзей, поняли, что страна живет своей жизнью, что все пережитое там обществу безразлично, а их проблемы никого не интересуют. Они почувствовали себя чужими, отсюда агрессивность, дискомфорт, который вымещается на других.

- Возможно, странный вопрос. Есть традиционное восприятие тех или иных литературных персонажей. В русской литературе два наиболее ярких женских образа - Анна Каренина и Настасья Филипповна. Их судьбы, безусловно, трагичны, но ведь они всеми силами приближали страшную развязку и тянули за собой в пропасть других. Можно ли считать этих женщин психически и нравственно нормальными? Почему при изучении "Анны Карениной" и "Идиота" преподаватели пытаются вызвать симпатии и сочувствие к этим шокирующим образам?

- Не все принимают традиционную трактовку. Читатель обычно сочувствует скорее Мышкину и Рогожину, нередко - Каренину. Эти женщины считают, что за их страдания кто-то должен платить, причем мстят не избирательно, а всем подряд, это распространенное явление, близкое терроризму. Но в обоих случаях есть все основания и для медицинского диагноза, и для размышлений о нравственности.


Гаянэ САРМАКЕШЯН


Источник: «Голос Армении»



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Siemens сократит почти 7 тысяч сотрудников по всему миру
Siemens сократит почти 7 тысяч сотрудников по всему миру
Немецкий концерн Siemens сократит в рамках реструктуризации...
В Армении можно будет бесплатно и анонимно пройти тест на СПИД
В Армении можно будет бесплатно и анонимно пройти тест на СПИД
В Ереване и областях Армении можно будет бесплатно и анонимно пройти...
СЕМЕН БАГДАСАРОВ: АРМЯНСКОЕ РУКОВОДСТВО НЕ ДОЛЖНО ИГНОРИРОВАТЬ КУРДСКИЙ ВОПРОС
СЕМЕН БАГДАСАРОВ: АРМЯНСКОЕ РУКОВОДСТВО НЕ ДОЛЖНО ИГНОРИРОВАТЬ КУРДСКИЙ ВОПРОС
О создании независимого курдского государства – Иракского Курдистана,...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал