Топ Новое

ДИВЕРСИИ

12-05-2017, 23:00 Просмотров: Интервью
12 мая 2017, 23:00 - NovostiNK
О новых тенденциях в восприятии Геноцида, о политических процессах в Турции, о том, как целенаправленно "исчезают" армянские книги в зарубежных библиотеках и многом другом рассказывает в интервью "ГА" руководитель центра "Модус вивенди" Ара ПАПЯН.

ДИВЕРСИИ


- Г-н Папян, в контексте того, как мы и международное сообщество отметили 102-ю годовщину Геноцида, вы увидели какие-то новые тенденции? Что-то отличало 102-й апрель от предыдущих?

- Я вижу изменения не столько фактурные, в плане, скажем, новых мероприятий или подходов, а изменения в восприятии народа - ради чего и с какой целью мы проводим мероприятия, посвященные очередной годовщине Геноцида. Сегодня все больше людей задаются вопросами не только и не столько признания Турцией Геноцида, сколько вопросами компенсации, реституции. То есть все больше людей склоняется к тому, что признание - не есть преодоление последствий Геноцида. Нужно нечто большее, и относительно этого большего сегодня идет некий внутренний поиск. Что же касается позиции Турции, то здесь, особенно учитывая последние внутриполитические развития и курс на абсолютный тоталитаризм, взятый Эрдоганом, ничего положительного ждать не приходится. Собственно, никогда не приходилось. Несколько лет назад, когда Эрдоган заигрывал с Европой с целью минимизировать влияние военных на внутриполитические процессы в самой Турции, мы наблюдали некую показушную демократию в отношении к национальным и религиозным меньшинствам.

- Теперь, когда Эрдоган неприкрыто прокладывает курс на исламизм, надо полагать, следует ждать более жесткой политики и против нацменьшинств, и против тех, кто призывает признать Геноцид армян, и против армянской общины?

- Думаю, да... Конечно, многое зависит от того, как будут складываться взаимоотношения между Турцией и Западом, Турцией и Россией. При тенденции к ухудшению Армянский вопрос в глобальном смысле этого понятия будет все больше затрагиваться и в мировой прессе, и в переговорах и будет использоваться как один из рычагов давления на Турцию. Да, Турция была и остается для Армении опасной страной, однако в этом нет ничего нового. Новое же в том, что в процессах, происходящих сегодня в Турции, для нас есть нечто положительное. Потому что политика неоосманизма - империализма, которую демонстрирует эта страна, будет направлена не только против Армении, но и против многих других государств, против Запада и, почему бы нет, зачастую против России. И в этой ситуации у нас появится возможность иметь влиятельных союзников против Турции. Если Турция станет сильно антизападной, нашим союзником будет Запад, если вдруг прорежется антироссийский курс - соответственно Россия будет нас больше поддерживать. И мы ведь уже наблюдали подобную ситуацию недавно, на волне резкого ухудшения российско-турецких отношений. При условии же, что США и Россия найдут общий язык в плане интересов на Ближнем Востоке, дела у Турции пойдут из рук вон плохо. Потому что курдская карта, которая уже сегодня вовсю разыгрывается, обретет еще больший вес.

- Знаете, а ведь многие говорят, что Эрдоган целенаправленно разваливает Турцию...

- Да, такие разговоры идут - верно. Я сам слышал от многих западных армян, что действия Эрдогана, разваливающего Турцию, объективно на пользу Армении. И в этом есть реальное зерно. Обратите внимание на ситуацию в Турции после референдума - страна практически раскололась, и это очень глубинный процесс. Что ж, сегодня Турция стоит перед большими переменами, и здесь многое зависит от того, насколько мы, армяне, будем готовы стать частью большой игры и извлечь из этого пользу, имея на руках несколько сценариев. Что же касается продвижения вопроса признания Геноцида, то в данном контексте нам следовало бы быть активнее, причем на всех фронтах. Я на днях слушал, как один арабский журналист, говоря о Геноциде армян, сетовал на недостаток информации. Он говорил о том, что арабский мир сегодня мало знает о Геноциде, очень мало публикаций на эту тему на арабском языке.

- Это правда?

- К сожалению, да, он прав. А ведь арабы важны, потому что это все-таки костяк мусульманского мира. И они знают об армянах, но, к сожалению, многие, повторюсь, не знают о Геноциде. И этот изъян - наша ошибка. До сих пор есть немало архивных документов, которые нужно издать, даже на 100-летие Геноцида многое не сделано. Нам нужно было издать однотомник или даже лучше трехтомник Энциклопедии Геноцида армян на английском, русском, арабском и т.д. языках. Впрочем, и сейчас это сделать еще не поздно.

Я считаю, сегодня есть необходимость идти от издания маленьких книг, брошюр к фундаментальным книгам, энциклопедиям, сборникам документов. Все это нужно издавать, рассылать по зарубежным университетам, библиотекам. Турки и азербайджанцы, кстати, очень активно работают в этом направлении. Как студент учится на Западе? Ему задается тема: написать работу по теме Геноцида армян или карабахскому конфликту. И он идет в библиотеку университета, дает поиск в компьютере по ключевым словам, берет столько книг, сколько найдет, и работает с ними. Факт тот, что в библиотеках книг про армян, армянскую историю, Геноцид и т.д. гораздо меньше, чем сочинений турецких и азербайджанских авторов. Либо их нет вообще. И получается, что студент, изучая литературу по заданной теме, априори воспринимает ее односторонне. А еще я неоднократно имел возможность убедиться, как целенаправленно "исчезают" армянские книги в зарубежных библиотеках...

- То есть как это исчезают?

- Очень просто. Я много раз, заказывая книги по каталогу, видел, что книга находится в библиотеке. А идешь и видишь, что этой книги там нет. Как это делается? Элементарно. Скажем, речь идет об университетской библиотеке в 5 этажей. По каталогу, повторюсь, книга находится на месте, а в реальности ее нет. То есть кто-то взял книгу и, например, с 5-го этажа, где ей положено находиться, спустил на 2-й этаж и засунул в стеллаж с технической литературой. То есть эта книга уже потеряна фактически, ее никто не найдет. И это удивительным образом касается книг по Геноциду армян. То же самое с журналами: все номера есть, а номера, где опубликована статья про Геноцид, - нет. Именно одного-единственного номера. Суть в том, что турок и азербайджанцев целенаправленно отправляют по зарубежным университетам заниматься подобной диверсией - это их стиль, который мы, кстати, недавно наблюдали в контексте фильма "Обещание", рейтинг которого турки целенаправленно обрушивают. Все очень организованно: они скупают все билеты онлайн, а потом, прямо перед началом сеанса, их возвращают. В итоге залы остаются полупустыми. Что же касается библиотек, то я сам был в шоке, когда понял, как вся эта диверсионная сеть работает. Сначала мне казалось, что я столкнулся с чередой случайностей, но после очередной, 10-й неудачной попытки найти книгу понял, что ни о какой случайности говорить не приходится. И главное, противостоять подобной диверсии нет возможности.

- Понятно, ведь в библиотеках свободный вход, берешь книгу, читаешь, никому и в голову не может прийти, что ты положишь ее на другое место, впихнув, скажем, книгу о Геноциде в раздел, фигурально выражаясь, кулинарии африканских племен. Но ведь как-то все же надо противостоять...

- Есть только один способ - нам надо больше издавать и больше распространять. Посмотрите, каким мизерным тиражом у нас выходят книги о Геноциде - 300-500 экземпляров. И, по большей части, они не распространяются, не входят в международные каталоги. Между тем речь идет о сложной системе, требующей серьезной организации по распространению книг в западных библиотеках. Кстати, там действует интересный принцип - если тебе нужна новоизданная книга, ты можешь оформить заказ, и библиотека закупит для тебя нужную книгу. И она потом останется в библиотеке. Я сам так не раз делал - узнавал, какие книги изданы и путем заказа добивался того, чтобы те или иные библиотеки их покупали. Но один в поле не воин, как известно. Однако ведь у нас есть общины, и они могли организовать эту работу более масштабно, целенаправленно. И, повторюсь, нужно больше издавать.

- Но кто этим должен заниматься? Если обратиться к государственным структурам, они скажут - нет денег...

- Ну нет, так нет. Но если бы государство выступило координатором, призвав диаспоральные структуры, частных спонсоров профинансировать какое-то нужное и важное издание, думаю, дело бы пошло. Например, в США есть очень важные архивы, касающиеся периода Геноцида и периода после 1915 года, хорошо бы до них добраться, изучить, сделать копии, но лично я до сих пор не смог найти спонсора, который бы профинансировал подобную работу. Между тем ее надо делать обязательно, не говоря уже о том, чтобы не допустить кражи архивов, уничтожения со стороны тех самых диверсантов, о которых мы говорили выше. Да, почти все документы, находящиеся в больших архивах, уже оцифрованы, но это не касается университетских архивов, архивов в маленьких городах, где все еще можно найти важные свидетельства о Геноциде - свидетельства, о которых сами хозяева архивов и не знают. Потому что не в курсе всего того, что у них хранится...


Зара ГEВОРКЯН, "Голос Армении"




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
В Арцахе растет число иностранных туристов
В Арцахе растет число иностранных туристов
В первом квартале 2017 года в Арцахе зарегистрирован 10%-ый рост...
По делу об азербайджанских яблоках произведены аресты
По делу об азербайджанских яблоках произведены аресты
Чиновники Комитета по госдоходам (КГД) Армении арестованы за...
Виген Саркисян: Вся концепция «Нация-армия» исходит из того, что страна должна быть готова мобилизовать свои ресурсы
Виген Саркисян: Вся концепция «Нация-армия» исходит из того, что страна должна быть готова мобилизовать свои ресурсы
Министр обороны Армении Виген Саркисян в эксклюзивном интервью...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал