Топ Новое

Вспоминая великого артиста

4-07-2021, 10:39 Просмотров: Культура
Вспоминая великого артиста


4 июля 2021, 10:39 - NovostiNK
В далекую пору моего советского детства даже проживающие в соседнем подъезде или этажом ниже известные писатели, футболисты или артисты казались нам небожителями, которые вряд ли когда-нибудь могли спуститься со своего Олимпа к простым смертным. Но это только казалось.

Рассказывают, что когда в московском метро Фрунзик Мкртчян заходил в вагон, то москвичи аплодисментами приветствовали его, а на армянских рынках продавцы бесплатно отвешивали самые лучшие фрукты и овощи, считая за честь просто переброситься парой житейских фраз с самым известным армянином. Так оно и было на самом деле. Помню, как на родном комитасовском рынке благоговейно расступалась толпа продавцов и покупателей перед всенародным любимцем. В том коридоре, опустив глаза в землю и тушуясь от всеобщего обожания, шел с небольшой плетенной корзинкой не просто народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР. Это шел Великий и поистине Народный артист, потому что народная любовь к нему была выше государственных наград. Несколько лет назад в национальной авиакомпании «Армавиа» один из самолетов должен был носить имя Фрунзе (Мгер) Мкртчян. «Когда нашей семье сообщили об этом, то, поверьте, никто из нас не смог сдержать слез. Да и вряд ли он сам когда-то думал о том, что воздушный лайнер с его именем будет представлять Армению в различных уголках мира. В творчестве мой брат, конечно, достиг больших высот. А вот представить его в небе – это уже высший пилотаж», – рассказал тогда для NovostiNK ныне покойный брат артиста, известный режиссер Альберт Мкртчян. Впрочем, именной борт так и не взлетел в небо из-за банкротства армянской авиакомпании. Узнай об этом сам великий артист, возможно, не обиделся бы и назло судьбе снова бы заразительно «хохотался», поскольку очень часто в трагическом мог найти комическое. По воспоминаниям друзей и коллег он впитывал в себя каждую мелочь и запоминал, надолго оставляя ее где-то в уголках своей памяти. Шлифовал. Вынашивал. И лишь спустя некоторое время та или иная фраза всплывала искрометным юмором в каком-нибудь незначительном на первый взгляд эпизоде и уже навсегда оставалась в картине главной изюминкой даже второстепенной роли.

Кстати, путь в кинематограф для будущего всенародного любимца тоже начался с казуса. Родители относились к тому поколению армян, которых называют детьми геноцида в Османской Турции. Чудом избежавшие участи своих соотечественников в кровавой резне 1915 года, пятилетние сироты Мушег и Санам были случайно найдены по пути на историческую родину и определены в один детский дом, где вместе выросли. А потом поженившись вместе пошли работать на крупнейший в Союзе Ленинаканский текстильный комбинат простыми рабочими. Вскоре появились дети. Маленькому непоседе Фрунзику, который родился 4 июля 1930 года, легко удавалось реализовывать свои детские фантазии то в дворовых театральных постановках, то в живописи, ведь он прекрасно рисовал. Хотя мало кто знает, что его более зрелые работы и дружеские шаржи не раз удостаивались теплой поддержки друзей и поощрительной оценки профессионалов. Но строгий отец, простой рабочий человек, считал творческие профессии, а уж тем более актерскую - недостойной настоящего мужчины. К сожалению, до блестящего триумфа сына он не дожил. А первое появление отпрыска в кино только укрепило его в собственном мнении: не мужское это дело – лицедействовать. Хотя микроскопический эпизод, который занял в фильме всего несколько секунд, вряд ли можно назвать дебютом. В 1954 году в приключенческой картине «Тайна горного озера» юноша снялся в роли паренька, убирающего с дороги большой камень. Но в процессе монтажа в кадре осталась лишь его левая нога. «Когда брат пригласил нас на премьеру фильма, которая состоялась в ереванском кинотеатре «Москва», то, конечно, пошли всей семьей. И хотя знали, что это будет небольшой эпизод, тем не менее, с нетерпением ждали его появления. Но шли минуты, а моего брата все не было и не было. Не выдержав, стали тормошить его: «Когда же, наконец?», на что он шепотом отвечал: «Подождите. Уже скоро». И вдруг темноту зрительного зала разрывает крик: «Ботинок! Мой ботинок!». Зрители стали оглядываться на нас, видимо, сочувствуя пареньку, потерявшему обувь. А тем временем, взволнованно жестикулируя в сторону экрана, Фрунзик пытался объяснить нам, что это он и есть. Вернее, его ботинок, который остался в окончательной версии фильма», – с юмором вспоминал тот далекий эпизод Альберт Мушегович.

Впрочем, очень скоро к армянскому артисту пришла всесоюзная популярность. «Кавказская пленница», «Суета сует», «Айболит-66», «Одиноким предоставляется общежитие», «Мимино», «Приключения Али Бабы и 40 разбойников». Особое место в его творческой биографии занимает армянская фильмография: «Танго нашего детства», «Песнь прошедших дней», «Солдат и слон», «Мы и наши горы», «Парни музкоманды», «01-99», «О чем шумит река», «Мужчины»… В 1961 году Фрунзе Мкртчяну присвоено звание заслуженного артиста Армянской ССР, а дальше – новые звания и награды. И хотя памятники великого артиста установлены в Гюмри, Москве, Тбилиси, Дилижане, тем не менее наиболее любимым считается скульптурная композиция «Мужчины» в центре Еревана. Герои, кажется сошли с экрана и шагают по тем самым улицам, где кипели нешуточные киношные страсти. В день рождения артиста сюда несут цветы его многочисленные поклонники.

Сергей Тигранян


Источник: NovostiNK



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Творческая победа Армении на книжном форуме «Открытая Евразия»
Творческая победа Армении на книжном форуме «Открытая Евразия»
В конце июня в Лондоне прошел Литературный фестиваль и книжный форум...
Подписав мирный договор с Азербайджаном, Пашинян поставит крест на статусе Арцаха
Подписав мирный договор с Азербайджаном, Пашинян поставит крест на статусе Арцаха
Переизбрание Пашиняна позволяет предполагать завершение, доведение до...
Творческая победа Армении на книжном форуме «Открытая Евразия»
Творческая победа Армении на книжном форуме «Открытая Евразия»
В конце июня в Лондоне прошел Литературный фестиваль и книжный форум...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал