Топ Новое

К 149-летию Комитаса состоится симпозиум-фестиваль

26-09-2018, 20:15 Просмотров: Культура
К 149-летию Комитаса состоится симпозиум-фестиваль

26 сентября 2018, 20:15 - NovostiNK
«Комитас – чудо природы. Разве не чудо, когда 10-летний сирота приходит к католикосу в Эчмиадзин, поет ему на турецком, а затем... он создает Патараг. Его патараг – концентрат души нашего народа, это великое искусство, народная опера. Комитас глубоко чувствует народную душу, он может создатть шедевр...». Так о Вардапете писал великий художник Мартирос Сарьян.

26-го сентября отмечается 149-летие Комитаса. К 149-летию Комитаса в концертном зале имени Арама Хачатуряна состоится симпозиум-фестиваль посвященный этой дате, с концертной программой выступит Национальный академический хор Армении под руководством Ованеса Чекиджяна.

В рамках симпозиума-фестиваля мероприятия пройдут также во Франции. 28-го сентября в большом зале Сорбонны состоится международный симпозиум, посвященный Комитасу, с ;последующим концертным вечером. Комитас - Согомон Геворкович Согомонян - родился 26 сентября 1869 года в Анатолии (Турция), в городе Кутина (Кетайя). Его отец - Геворк Согомонян - был сапожником, в то же время он сочинял песни и обладал красивым голосом. Яркими музыкальными способностями отличалась также мать композитора - Тагуи, которая была ковровщицей.

Он превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли "маленьким бродячим певцом". Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и тому событию, которое основательно изменило весь ход его жизни. В 1881 году священник Кутины Г.Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин - принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту - на учебу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: "Я не говорю по-армянски, если хотите - спою". И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время преодолевает все препятствия, в совершенстве овладевает армянским. В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса - выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке. В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище.

Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы - Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещает императорский университет Берлина - лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учебы он имел возможность "общаться" с европейской музыкой - еще более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного Музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. Серьезно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь. В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его "Гусан". В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижер. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано.

Он был одарен большой силой воздействия на своих слушателей. Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д'Энди, Габриель Форе, Камиль Сен-Санс... В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюси взволновано воскликнул: "Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!" Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр - "Патараг" ("Литургия"), написанный для мужского хора. Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного Музыкального общества он читает два доклада: "Армянская народная музыка" и "О старой и новой нотописи армянской духовной музыки", которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть непредвиденный в программе доклад на тему: "О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки". В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан в глубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. И несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращен в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах - сломленный и печальный. В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище в Париже, в пригородной лечебнице Вил-Жуиф, проведя там почти 20 лет. 22 октября 1935 года прервалась жизнь Великого Комитаса. Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан земле в Ереване - в пантеоне деятелей культуры. Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру...




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Я - Айвазовский, родом из Крыма
Я - Айвазовский, родом из Крыма
Трейлер документального фильма Ашота...
Президент Армении продолжает получать поздравительные послания в связи с 27-ой годовщиной Независимости республики
Президент Армении продолжает получать поздравительные послания в связи с 27-ой годовщиной Независимости республики
Президент Армении Армен Саркисян продолжает получать поздравительные...
Министр культуры присутствовала на открытии выставки «Армения» в музее Метрополитен
Министр культуры присутствовала на открытии выставки «Армения» в музее Метрополитен
Вчера в Нью-Йорке министр культуры РА Лилит Макунц приняла участие в...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал