Топ Новое

ГЛАВНЫМ ПРИЗВАНИЕМ БЫЛО КИНО

2-10-2017, 20:00 Просмотров: Культура
ГЛАВНЫМ ПРИЗВАНИЕМ БЫЛО КИНО


2 октября 2017, 20:00 - NovostiNK
Конечно, художники кино не избалованы вниманием публики. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то работа художника как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен оценить, что вложено в картину художником - сотворцом того, что происходит на экране. Так было и с замечательным художником Рафаэлем Бабаяном, которому в августе исполнилось бы 90 лет.

ГЛАВНЫМ ПРИЗВАНИЕМ БЫЛО КИНО

ОН СЛОВНО ИЗНАЧАЛЬНО ВОЗНИК ТАКИМ ПЛОТНЫМ, ШИРОКИМ И ТЕПЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, очень близким людям, понятным для них. Общение с ним доставляло радость, потому что он обладал неиссякаемым чувством юмора, который никогда ему не изменял. Таким он оставался до конца жизни - жизнерадостным, преданным своей профессии - кино.

Судьба подарила мне счастье общения с ним на протяжении многих лет. Первое, что поражало в нем, - это скромность. Ему абсолютно было чуждо стремление казаться авторитетом, играть какую-то роль. Он органически не выносил каких-либо публичных знаков внимания в свой адрес и погоню за ними у коллег.

В кино он пришел рано, став художником в мультипликационном цехе. Работал легко, весело, увлеченно. Кино стало призванием. И вот имя Рафаэля Бабаяна появилось в титрах фильма "Армянский киноконцерт" режиссера Левона Исаакяна. Это была первая серьезная работа художника в кино. Она научила его владеть палитрой, добиваться композиционной завершенности каждого кадра. В раскрытии атмосферы фильма важную роль играл у него цвет, помогавший выразить эмоциональную тональность сцены.

Большой творческой удачей Рафаэля Бабаяна был фильм "Братья Сарояны" Ф.Довлатяна. Сценарий захватил художника масштабностью, драматизмом. Чем глубже он входил в мир персонажей, в обстановку революционных событий времени, тем интереснее становилась работа. Декорации художника усилили выразительность сцен, помогли раскрыть замысел, передать атмосферу эпохи. Р.Бабаян создал достоверный фон, и события, происходящие в фильме, на этом фоне обретали большой драматический накал. Создатели этого фильма, как известно, удостоились Государственной премии республики.

"Нашей работе с режиссером предшествовала беседа не только о будущем кинокартины, - рассказывал художник. - Довлатян был очень принципиален, самостоятелен в вопросах изобразительного решения фильма. Но он не навязывал мне свое видение, а подходил к решению очень тонко и деликатно. Чутьем профессионала он понимал, что мне нужна полная свобода в поисках того или иного решения. С ним я работал и в фильме "Хроника ереванских дней".

НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ БЫЛА РАБОТА Р.БАБАЯНА И С ГЕНРИХОМ МАЛЯНОМ В КАРТИНЕ "ТРЕУГОЛЬНИК". Малян умел увидеть свежее и интересное, даже если для этого нужно быль отказаться от своего решения. Работая над фильмом, Малян видел тот единственный и главный художественный образ, который и становится душой и смыслом картины. Профессионализм, изобразительная культура отличают почерк Бабаяна в фильме "Треугольник". Здесь не было сложных драматических столкновений, как в "Братьях Сароянах". Пятеро кузнецов - герои фильма - живут в реальной и понятной нам обстановке. Весь внутренний сюжет фильма построен на тонкой разработке характеров. Поэтому детали интерьера так важны были для психологического раскрытия действующих лиц.

Кстати, блестящий художник, Р.Бабаян стал одним из зачинателей тесного сотрудничества и взаимодействия режиссера и художника при создании фильма. Теперь это сотрудничество кажется естественным, но еще несколько десятков лет назад это было новаторством.

В процессе работы художник многое менял. Сколько раз ему приходилось отказываться от ранее найденного решения той или иной сцены. Ведь необходимо было найти ту единственную психологически достоверную форму подачи, которая соответствовала бы духу фильма, режиссерскому замыслу. В декорациях Рафаэль Петросович отдавал предпочтение внешне очень скупой, но точной выразительности, вся экспрессия которой уведена вглубь.

Тщательная разработка ярких национальных характеров, живописная зрелищность жанровых сцен, красочность, сочный юмор - вот что обеспечило фильму "Треугольник" громкий успех. И еще своеобразие изобразительного языка, поэтичность интонации. Не случайно этот фильм тоже удостоился Государственной премии.

Очень ответственной была работа над художественно-документальной лентой "Мартирос Сарьян" режиссера Лаэрта Вагаршяна. Фильм этот - не просто дополнительная возможность ближе познакомиться с творчеством Сарьяна. Это особый способ познания одного жанра искусства другим. Кинолента позволяет сделать зрителя свидетелем таинства творчества - именно этого эффекта стремились добиться авторы фильма. Трепетно отнесся к своей задаче Рафаэль Бабаян. Такт, безошибочное чувство стиля помогли художнику создать такой фон, на котором полотна Сарьяна звучали с полной силой.

ГЛАВНЫМ ПРИЗВАНИЕМ БЫЛО КИНО

ЗА ПОЛВЕКА РАБОТЫ В КИНО БАБАЯН УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ ДЕСЯТКОВ ЛЕНТ. Среди них "О чем шумит река", "Последний подвиг Камо", "Сердце поет", фильм-концерт Гоар Гаспарян режиссера Мелик-Авакяна, "Мсье Жак и другие" Генриха Маляна, "Прыжок через пропасть" Левона Исаакяна и многие, многие другие. На пятом конгрессе Международной киноассоциации специальным дипломом была отмечена работа художника в фильме "Кольца славы", снятом Юрием Ерзнкяном. Разные по характеру, каждый из фильмов требовал от художника соответствующей художественной трактовки, новых декоративных решений.

Плодотворной была деятельность Бабаяна в мультипликации. Здесь он выступил в качестве режиссера и художника-постановщика. Первая мультипликационная работа была создана совместно с Валентином Подпомоговым. Затем были "Шлепанцы", "Мышонок Пуй-Пуй" и другие. Мультфильмы Бабаяна отличали особая изобретательность, неожиданность решений, чувство юмора, яркий колорит.

В творчестве Рафаэля Бабаяна были разные периоды, когда бывал доволен результатами своих поисков и когда он - требовательный художник - был неудовлетворен собой. Но всегда оставалась неизменной его любовь к кино. Может, поэтому он был так работоспособен и неутомим, что только в творчестве видел смысл и оправдание жизни...


Наталия ГОМЦЯН


Источник: «Голос Армении»



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Александр Лапшин: Пытка морозом в белорусской тюрьме и другие невзгоды
Александр Лапшин: Пытка морозом в белорусской тюрьме и другие невзгоды
Помню, первое что ощутил войдя в камеру чудовищного минского СИЗО,...
Азербайджанские педофилы в Дагестане
Азербайджанские педофилы в Дагестане
Что-то очень ужасное творится в Дагестане. Отъявленные отморозки...
Художник из Гюмри удостоился премии Каннской выставки современного искусства
Художник из Гюмри удостоился премии Каннской выставки современного искусства
Искусствовед из второго по величине города Армении Гюмри Андраник...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал