Топ Новое

ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН – ПРОКЛЯТИЕ ИЛИ ПРОРЫВ?

10-07-2017, 17:00 Просмотров: Культура
10 июля 2017, 17:00 - NovostiNK
Новый этап в истории Национального театра

ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН – ПРОКЛЯТИЕ ИЛИ ПРОРЫВ?


Кажется, пора бы уже остановиться, но нашему искусству вновь придумали жизнь "в новых реалиях", обеспечив ему очередную борьбу за выживание. Чтоб не расслаблялось?..

На прошлой неделе в Национальном академическом театре им. Г.Сундукяна произошло сразу два события, которые должны изменить жизнь alma mater, и, следует надеяться, изменить к лучшему. Главный драматический театр страны обзавелся новым директором и новой экспериментальной малой сценой.

ПОСЛЕДНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНД – "КАПИТАЛИЗАЦИЯ"
, которая – невероятно, но очевидно – оборачивается активным стремлением государства полностью сбросить с себя груз культуры. Это тема отдельного обстоятельного разговора, к которому мы еще вернемся. А пока скажем только, что новые веяния, как это ни парадоксально, касаются и двух национальных театров, оперного и сундукяновского, содержать которые государство обязано, если оно считает себя государством, и которые на площадку для экспериментов тянут в самую последнюю очередь. Но у каждого своя логика, и главным театрам страны приходится маневрировать в душных объятиях нового культурного контекста.

Но перейдем к фактам. Назначение в театр им. Сундукяна нового директора на первый взгляд никак не связано с новыми веяниями, но исключительно с соблюдением законности. Теперь уже бывшему директору Степану Давтяну стукнуло 65, а закон запрещает пребывание на рулевой административной должности человека пенсионного возраста. Давтян руководил театром 13 лет, зарекомендовал себя крепким хозяйственником, гарантом стабильности жизни театра в течение многих кризисных лет. Настолько, что подобрать ему замену казалось задачей повышенной сложности. Но еще осенью прошлого года пошли разговоры о том, что к весне Степан Амбарцумович уйдет и на его место приведут директора театра "Амазгаин" Вардана Мкртчяна. Решение казалось вполне вменяемым, что в наших реалиях редкость, но верилось в него с трудом. Тем более что кулуары полнились все новыми слухами: "приводят, нет, не приводят, оставляют вместе с Вигеном Чалдраняном решать проблему со зданием "Амазгаина"…

Момент истины все-таки настал. Во вторник замминистра культуры Артур Погосян представил коллективу нового исполняющего обязанности директора Национального академического театра им. Сундукяна Вардана Мкртчяна. "Исполняющего обязанности" - потому что, согласно существующим правилам, директор обязан пройти конкурс. "В конкурсе, который состоится через два месяца, Вардану Мкртчяну еще предстоит участвовать, но, должен признаться, что при равных результатах министерство отдаст предпочтение Вардану", - заявил Артур Погосян. Словом, вопрос решен, осталось соблюсти скучные формальности. И это тот самый случай, когда "колхоз - дело добровольное", не раздражает.

ЕСЛИ ПРАВИЛА НЕМОТИВИРОВАННЫЕ, ЕСЛИ НЕ СКАЗАТЬ ГЛУПЫЕ, начинаются поиски путей их обхождения. В наших реалиях человек, способный возглавить театр, а тем более театр большой - на вес золота. Он должен уметь вести хозяйство, в данном случае огромное, не раздражать коллектив, в данном случае состоящий сплошь из людей с глубоким самосознанием, устраивать государство, а во-первых и в-главных - быть человеком театра. Словом, чтобы перечислить таковых, не потребуются даже все пальцы одной руки. Объявлять в данном контексте конкурс, который в свое время был возведен в ранг закона исключительно для протаскивания "своих", - непозволительная роскошь.

Вардан Мкртчян – сын актера с двумя театральными образованиями, актерским и театроведческим, начавший заниматься администрированием в "Амазгаин" еще при Сосе Саркисяне. Один из двух театральных директоров Еревана, который успешно руководил театром в отсутствие худрука. Не просто сохранил театр – с завидным постоянством приглашал на постановки режиссеров с самым разным почерком, обеспечивая многоплановость репертуара, не боялся экспериментов, вывозил театр на гастроли, умел заполнить зал (редкостное умение), реализовывал на сцене "Амазгаин" какие-то параллельные программы. Конечно, между "Амазгаин" и сундукяновским театром есть две большие разницы, в чем новому и.о. директора еще предстоит убедиться и, возможно, подумать: во что я вляпался! Тем более что работать ему предстоит в условиях капитализации, когда государство собирается провести еще один секвестр все уменьшающейся субсидии. Словом, Вардану Мкртчяну ничего не остается, как проявить себя замечательным кризисным менеджером, а нам не остается ничего, как пожелать ему успеха в этом очень нелегком труде.

ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН – ПРОКЛЯТИЕ ИЛИ ПРОРЫВ?

ЗА ДЕНЬ ДО ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ДИРЕКТОРА В ТЕАТРЕ ПРОИЗОШЛО еще одно знаменательное событие: первый спектакль на новой экспериментальной сцене. Постоянные разговоры о том, что театры, подобно сундукяновскому масштаба, имеют не одну, а две, а то и три площадки, оказались гласом вопиющего в пустыне. Несмотря на многочисленные ремонты последних лет, средства были направлены на что угодно, но только не на поддержание малых, столь популярных нынче форм. Тогда художественный руководитель театра Армен Элбакян решил, что мы наш новый мир построим своею собственной рукой.

Театр выделил порядка двух миллионов драмов на создание пока что небольшого - не сцены даже – помоста, оснащенного минимальной световой аппаратурой. Главное преимущество нового театрального пространства - его мобильность. Эту сцену можно достаточно легко переносить и монтировать где угодно. Пока что ее установили в Зимнем саду театра. И, хотя резонирование звука очевидно, это все-таки уже шаг вперед. Тем более что успеху первого спектакля, показанного на экспериментальной сцене, это никак не помешало.

А освятить новую территорию предстояло моноспектаклю "Возвращаюсь – забудьте, или Целлофановое счастье", который стал режиссерским дебютом молодого и очень перспективного актера театра, уже лауреата премии "Артавазд" Нарека Айказяна.

"Почти пятнадцать лет назад Сурен Шахвердян поставил эту пьесу, в которой играла моя тетя Наре Айказян. Я тогда был студентом, но почему-то сказал себе: когда-нибудь я тоже поставлю эту вещь. А в прошлом году мне предложили сделать моноспектакль с одной из наших студиек. Я вспомнил эту пьесу, свой импульс… Но сомнений было множество – все-таки ученица студии. Но желание попробовать все-таки одержало верх. Месяц с лишним мы просто разговаривали с Нвард – о пьесе, об образе, о том времени, которое я прекрасно помню, хотя был мальчишкой. Это начало девяностых со всеми их страшными проблемами, которые Нвард, на ее счастье, не видела", - говорит Нарек Айказян.

Пьеса Карине Ходикян – история молодой женщины, прошедшей весь кошмар наших холодных и черных девяностых, потерявшей на Арцахской войне свою любовь, как в омут бросившейся в брак с итальянцем, уехавшей в Рим и… возвращающейся на родину. Эта история, рассказанная словно не совсем всерьез, остроумна и самоиронична, она умеет странным образом веселить, а еще ворошить память и бередить душу…

КАК БЫСТРО ТЕЧЕТ ВРЕМЯ! ВОТ УЖЕ НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ ТЕ, ДЛЯ КОГО ЭТО ВРЕМЯ НЕ ПАМЯТЬ, А ИМЕННО ИСТОРИЯ. Как здорово, что на сцену выходит новое поколение актеров, умеющих, оказывается, эту память не только воплотить, но прожить и пережить, заставив переживать зрительный зал. Ведь Нвард Дудукчян даже молодой назвать трудно – она именно юная. Но какую палитру ей удалось передать, сколь неожиданно профессиональной она оказалась. Режиссерский дебют Нарека Айказяна удался, причем в моноспектакле, где режиссер обычно выступает не в первую очередь. Но здесь было умение минимальными средствами создать атмосферу, населить моноспектакль множеством персонажей, которые рождались из фрагментов бутафории, из завязанных в узел веревок, были динамизм, неожиданные эмоциональные повороты, выдумка, неповторение ходов. А главное - здесь была душа, были смех сквозь слезы и берущая верх над всем женская победительность.

"Я хотел, чтобы этот спектакль стал таким Словом об армянской женщине, - говорит Нарек. - Я помню те годы, свою мать, бабушку, которые за тот час, когда давали свет, успевали делать буквально все – приготовить обед, обиходить детей - ну все. Мне хотелось, чтобы армянская женщина предстала в этом спектакле перед зрителем, может быть, не только нашим, такой, какая она есть, – сильная, способная вынести на своих плечах любые тяготы и остаться женщиной, быть хранительницей не только своего очага, но в конечном итоге своей страны".

Желание показать образ армянской женщины не только нашему зрителю сбылось. Спектакль "Возвращаюсь – забудьте", премьера которого состоялась в мае в рамках фестиваля ARMMONO, получил приглашение в Кишинев на Молдовафест. Большой успех для дебютантов. Остается от всей души пожелать такой же планиды и новой сцене театра, и его новому директору Вардану Мкртчяну, а главное, самому Национальному академическому театру им. Г. Сундукяна. Может быть, очередная жизнь в эпоху перемен станет не проклятием, а все-таки прорывом? Поживем – увидим. Непременно увидим.


Сона МЕЛОЯН, "Голос Армении"




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
В ЕС призывают заставить транснациональные корпорации выплатить налоги
В ЕС призывают заставить транснациональные корпорации выплатить налоги
Пришло время, что ЕС заставил транснациональные корпорации, такие...
АЗЕРБАЙДЖАН, ВИНО И ВЕРА
АЗЕРБАЙДЖАН, ВИНО И ВЕРА
Жена президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, первая...
С ЮБИЛЕЕМ ИЗ ЛИВАНА
С ЮБИЛЕЕМ ИЗ ЛИВАНА
В концертном зале Арно Бабаджанян вечером 6 июля было многолюдно....

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал