Топ Новое

ЧЕТЫРЕ НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВЕЧЕРА

29-05-2017, 13:00 Просмотров: Культура
29 мая 2017, 13:00 - NovostiNK
Весна нынешнего года в музыкальном отношении была достаточно насыщенной. Как и ежегодно, было множество концертов, гастролей. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: "не дать забыть" конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления.

ЧЕТЫРЕ НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВЕЧЕРА


Итак, подлинными фактами искусства стали четыре концерта музыкантов, в основном наших соотечественников, которые оказались способны создать некий микромир, микроклимат, реальную ауру волшебства - конкретного и живого.

ИЗ ОТМЕЧЕННЫХ ЧЕТЫРЕХ КОНЦЕРТОВ - В ДВУХ ИГРАЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
пианист (ныне он живет в Израиле) Ваагн ПАПЯН. В последние годы его можно часто видеть в Ереване в Большом зале филармонии. Публика любит его за талант и артистизм, коллеги, товарищи по искусству - за доброжелательность, душевную открытость, обаятельную интеллигентность. Сама судьба наградила его редчайшим музыкальным даром, мощным интеллектом, который руководит его беспримерной целеустремленной художественной деятельностью. Две сферы его деятельности - пианиста и дирижера - взаимодействуют и дополняют друг друга. Он интересен, потому что непредсказуем. Мы приходим на очередное его выступление, представляя по предыдущим выступлениям, каким оно будет, но оказывается, что музыкант играет уже не так, как в прошлом сезоне, даже на прошлом концерте.

Нечто подобное могли испытать слушатели, собравшиеся в Большом зале филармонии, когда он в сопровождении Национального симфонического оркестра под управлением Эдуарда ТОПЧЯНА сыграл Второй концерт Брамса. Те, кто внимательно следит за творческой эволюцией этого яркого артиста, вероятно, настроились в этот вечер услышать игру, в которой каждая нота пронизана обостренной экспрессией. Но услышали они (как, впрочем, и в следующем концерте) несколько иного Папяна. С редкой убедительностью он выявил смысловую наполненность брамсовской интонации, ее философскую углубленность. Он играл того Брамса, который ближе к Баху и Бетховену, чем к композиторам-романтикам. Симфонический размах музыки не отодвинул на второй план романтическую пламенность чувств, напевность. Эмоциональным центром исполнения стали не мощные аккордные темы первой части и не обаятельное веселье финала, но возвышенная, таинственная красота медленной части со множеством свободных монологов пианиста.

Во Втором концерте Брамса партии фортепиано и оркестра взаимодействуют ежесекундно. Чаще их голоса сливаются, но иногда оркестр "отпускает" солиста в заоблачные сферы лирических откровений. Особенно тонко это сделано в Andante, требующем полного взаимопонимания музыкантов. И здесь Папян нашел достойного союзника - чуткую и вдохновенную игру оркестра под управлением Э.Топчяна, заслуживающую самой высокой похвалы.

ЧЕТЫРЕ НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВЕЧЕРА

ВО ВТОРОЙ ВЕЧЕР, 13 МАЯ, ВААГН ПАПЯН ИГРАЛ В АНСАМБЛЕ С АНУШ НИКОГОСЯН - талантливой скрипачкой, уверенно завоевывающей признание зрителей не только в Армении, но и за рубежом. В программе концерта в Большом зале филармонии - сонаты для скрипки и фортепиано Шуберта, Брамса и Франка, эмоциональной теплотой и откровенностью созвучные исполнительскому стилю этих музыкантов.

Эта программа из трех сонат требует от исполнителей не только колоссальных творческих возможностей, но и физической выносливости. Удивительно, но с каждой исполненной сонатой у Ануш как бы прибавлялось сил. С каждой сонатой появлялась большая раскрепощенность, адекватность задуманного, осуществляемого. Иногда в созерцательной стройности и высокой духовности пения скрипки будто взору открывалось пространство огромного храма с устремленными ввысь вершинами. Даже в самые драматические моменты артистка не прибегала к эффектности и вместе с тем действительно владела огромным пространством.

Слушатели, пришедшие на концерт, по-настоящему прожили несколько часов в сложном, неоднозначном духовом мире, который в интерпретации Ануш Никогосян и Ваагна Папяна стал понятным и близким всем. Многоликая, по-разному воспринимающая музыку публика мгновенно подчинилась единому руслу воздействия, умело направленную исполнителями. А это бывает нечасто!

Одна из важнейших особенностей интерпретации - то единение с музыкой, которое заставило слушателей воспринимать ее как событие, переживаемое в данный момент как акт подлинного духовного испытания. Мы услышали произведения, исполненные с таким необычайным и редким ныне благородством, с такой глубиной постижения авторского замысла, что сразу подумалось: вот свидетельство настоящей художественной зрелости скрипачки. И как уверенно и просто она держится на сцене! Как заметил однажды классик, "простота есть необходимое условие прекрасного". И, конечно же, был прав.

Откуда такое разнообразие тембров, интонаций и как все это разнообразие держится в ее руках - секрет Ануш. Ученица заслуженного педагога республики Петра Айказяна, Ануш сразу же проявила удивительные способности. В течение нескольких лет занималась под руководством главного дирижера Национального филармонического оркестра Эдуарда Топчяна, затем совершенствовалась в Мюнхенской высшей школе музыки и театра в классе Кристофа Поппена, а затем под руководством выдающейся скрипачки Юлии Фишер. Лауреат множества международных конкурсов, Ануш Никогосян выступает с известными симфоническими и камерными оркестрами во многих странах. В течение четырех лет играет на скрипке работы Джовании Батисты Гваданини (1753). Ее восхождение к профессиональным вершинам продолжается.

ЧЕТЫРЕ НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВЕЧЕРА

ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ 12 МАЯ БЫЛ ПРИУРОЧЕН КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ЛЮБИМОГО ВСЕМИ КОМПОЗИТОРА ЭДВАРДА МИРЗОЯНА, оставившего яркий след в армянской музыке. В исполнении Национального филармонического оркестра, за пультом которого в этот вечер стоял известный дирижер из Германии Оливер ВЕДЕР, прозвучали Скрипичный концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича. В Скрипичном концерте Чайковского солировал получивший уже широкую известность наш соотечественник, лауреат Международного конкурса им. Чайковского Айк КАЗАЗЯН.

У дирижера Оливера Ведера подлинное немецкое качество - благородная сдержанность. Он не укрощает мощь и страсть концерта, а облагораживает их. Айк Казазян заметно меняется, уверенный, зрелый артист. Заразительная увлеченность произведением, захватывающее вдохновение. Чайковский у него драматичный, страстный, волнующий. Перед нами изумительно четкий замысел в достойной оправе. Есть на что опереться при очень богатой музыкальной интуиции. Многим не на что. И это сразу чувствуется. Он соавтор. Подлинное доверие ко всему, что он делает. Ни одного формального звука. Впечатляющее выступление. Нельзя не заметить кристальную ясность стиля артиста, богатство и убедительность интонаций, глубочайшее чувство ритма, таящего выразительность его игры. Айк не стремится показать себя, свои приемы, свой стиль игры. Нет. Только автор раскрывается перед нами. Его игра вызывает массу ассоциаций и, будучи психологически достоверной, как жизнь, одновременно уносит в сферы, очень далекие от обыденности. В его трактовке как бы параллельно существуют два плана - строгая сдержанность и эмоциональность.

В последние годы Айк Казазян переиграл огромное количество музыки в самых престижных залах мира... Сотрудничает с Российским национальным оркестром, Госоркестром России, Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, Симфоническим оркестром Мариинского театра... Выступал с прославленными дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Павел Коган, Теодор Курентзис, Александр Лазарев и другие. В числе его партнеров - Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Наталия Гутман, Александр Рудин. Другой бы зазнался, а он предельно скромен и даже застенчив.

ЧЕТЫРЕ НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВЕЧЕРА

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНЦЕРТ, КОТОРЫЙ ВООБЩЕ ПОТРЯС, СОСТОЯЛСЯ в минувшую пятницу, на котором с фантастическим успехом выступил 16-летний чудо-пианист Александр МАЛОФЕЕВ. Сложнейший Третий концерт С.Прокофьева вместе с Филармоническим оркестром под управлением Эд.Топчяна он сыграл на таком накале, что после его завершения было трудно перевести дыхание. Что-то роднило этого молодого яркого музыканта с автором музыки. Такое поэтичное, вдохновенное размышление в столь юном возрасте! Он бесподобен. Это сразу чувствуется.

Живет в своем индивидуальном времени и пространстве. Но самое важное происходит за инструментом. Большие музыкальные силы и возможности открываются в этом молодом чуде. Но какой это зрелый музыкант, какой уверенный в себе мастер. В нем соединены строгость и свобода, серьезность и очарование. Необыкновенная творческая активность с первых же шагов в искусстве, безусловно, сказалась на масштабах артистической деятельности Александра Малофеева. Нелегко перечислить имена композиторов, сочинения которых уже входят в его репертуар. Он выступал на крупнейших площадках мира, в качестве солиста играл с самыми известными мировыми оркестрами. Уже выпущен его первый сольный диск. Другим это не дается и за целую жизнь. Спасибо организаторам этого концерта...


Наталия ГОМЦЯН, "Голос Армении"




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
ФРГ решит вопрос с выводом своих военнослужащих с базы Инджирлик до середины июня
ФРГ решит вопрос с выводом своих военнослужащих с базы Инджирлик до середины июня
Германия решит вопрос с выводом своих военнослужащих с базы Инджирлик...
АРМЯНСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ КРЫМА И CАНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АРМЯНСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ КРЫМА И CАНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В рамках акции Ночь в музее в Национальном музее-институте...
ПОЭЗИЯ СВЕТА И ТЕНИ
ПОЭЗИЯ СВЕТА И ТЕНИ
В Музее современного изобразительного искусства открылась...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал