Топ Новое

ПОЭЗИЯ СВЕТА И ТЕНИ

29-05-2017, 11:00 Просмотров: Культура
29 мая 2017, 11:00 - NovostiNK
В Музее современного изобразительного искусства открылась фотовыставка Завена САРГСЯНА

ПОЭЗИЯ СВЕТА И ТЕНИ


В экспозиции этой ретроспективной выставки чуть более 80 работ. За 40 лет творческой деятельности Завен Саргсян снял сотни тысяч пейзажей, портретов, документальных и социальных фотографий, памятников армянской архитектуры по всему миру. Отобрать из них 80 было трудно, пришлось ограничить тематику.

В ЭКСПОЗИЦИЮ ВОШЛИ ПОРТРЕТЫ, ПЕЙЗАЖИ, МОНАСТЫРИ, ОТДЕЛЬНЫЙ БЛОК
посвящен Сергею Параджанову, с которым он был дружен и которого снимал на протяжении 12 лет. Эта дружба и побудила Параджанова передать Завену Саргсяну уникальные экспонаты для создания музея в Ереване. С тех пор Завен Саргсян руководит этим музеем, который давно уже стал одним из самых посещаемых в столице Армении. А неугасающий свет гения Параджанова наложил особую ответственность на творческое своеобразие самого фотомастера. И это ощущается во всех его высокохудожественных работах.

Многое из того, что запечатлела пленка фотомастера, сегодня стало достоянием истории. Уже нет хачкаров Джуги, заснятых Завеном еще в 70-годы прошлого века. Остались только кадры. Уникальные кадры каменных крестов, стертых с лица земли современными вандалами-азербайджанцами. Вглядываясь в снимок, запечатлевший жизнь знаменитого ереванского Крытого рынка до его реконструкции, понимаешь, как меняется окружающий мир, как безостановочно идет процесс обновления и перемен, порой радикальных, часто болезненных и неприемлемых для коренных ереванцев. Как и этот некогда уникальный рынок, потерявший свое лицо и ставший сегодня одним из сотен безликих супермакетов. Впервые показал фотохудожник и "Пожар в Спорткомплексе". Снимок не укладывался в прокрустово ложе советской визуальной документалистики, поэтому тогда и не был опубликован. Особняком стоит фотография "Праздник в Мирзаани". Завен был приглашен в Мирзаани на праздник, посвященный Пиросмани. Но к моменту, когда он приехал, гости уже разошлись, на столе остались следы пиршества – полупустые блюда с остатками еды да осушенные бокалы, а еще забытый на стуле за столом бюст самого Пиросмани. Бюст гения, способного преобразить в высокое искусство даже этикетку со спичечного коробка, как и сам художник, остался одиноким...

ПОЭЗИЯ СВЕТА И ТЕНИ

ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ МЕСТО В ЭКСПОЗИЦИИ ОТВЕДЕНО ПОРТРЕТАМ. Целая галерея портретов: художница Даша, девушка Настя, девочка у овощного прилавка на дороге… Художники Роберт и Генрих Элибекяны, Маис Мхитарян... Ушедшие, но такие родные Акоп Акопян, Сос Саркисян, Рудольф Хачатрян, Роберт Саакянц, Софико Чиаурели… Музей Сергея Параджанова притягивает именитых посетителей из разных стран мира. Здесь Завен познакомился с Евгением Евтушенко, Паоло Куэльо и другими знаменитостями. Там же и сделал их фотографии, представленные сегодня в экспозиции. Характерная черта всех портретов Завена Саргсяна - поиск индивидуальности в каждом. Ни в одном из портретов нет даже незначительного штриха, способного внести искажение в этическую составляющую изображенной личности. У фотохудожника талант находить со своими персонажами общий язык, видимо, еще и поэтому люди на его портретах раскрепощены и свободны. Они не просто смотрятся, но и читаются.

Пейзажи "Хосровский лес", "На берегу Аракса" напоминают живописные полотна. Поразительная игра света и тени создает непередаваемое ощущение величия памятников и удивительной красоты природы – иногда живописной, порой суровой, но всегда прекрасной, по-новому открывая зрителям монастыри Нораванк, Гандзасар, архитектурный комплекс Ани…

Завен по специальности инженер, окончил Ереванский политехнический институт. "В советское время не было профессии фотографа, мы все были самоучками". Сегодня в его архиве сотни тысяч фотографий - как черно-белых, снятых старым фотоаппаратом, так и цветных, заснятых на цифровую камеру. Было в его жизни и множество выставок в разных странах мира.

ПОЭЗИЯ СВЕТА И ТЕНИ

ОДНА ИЗ НИХ - "ВЫСТАВКА ХАЧКАРОВ" - СОСТОЯЛАСЬ В ШТАБ-КВАРТИРЕ ЮНЕСКО В ПАРИЖЕ. Там же, в Париже, но пятью годами ранее была и другая выставка Саргсяна - "12 столиц Армении". Многим, несомненно, запомнились его фотографии в книгах разных авторов, посвященных армянской архитектуре, среди которых "Каменная летопись армянского народа", "1700 лет христианской архитектуре Армении"… Его снимки наряду с другими авторами украсили вышедшее во Франции великолепное издание "Армянское искусство". Он автор и иллюстрированных вкладышей в многотомном издании "Армянская энциклопедия". Перечислять можно много и долго, он ведь объездил весь мир и всюду снимал, снимал… Есть в его архиве и кадры с изумительными памятниками Сирии, уничтоженными в ходе происходящей сегодня войны.

На днях Завен Саргсян отметит юбилей – ему исполняется 70. Так что выставка юбилейная, в экспозиции которой он показал нам целый мир, свой мир. Фотоаппарат - это просто камера, но тот, кто пристально вглядывается в мир через ее глазок, ведет нас за своими чувствами, своими мыслями и фантазиями, позволяя увидеть то, что другие не замечают. Этим в первую очередь и интересен мир Завена, который мы смогли увидеть на его юбилейной выставке, вобравшей в себя многолетний труд и творческие поиски автора.


Нора КАНАНОВА, "Голос Армении"




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
В Афганистане в ДТП погибли 15 членов одной семьи
В Афганистане в ДТП погибли 15 членов одной семьи
Грузовик, перевозивший 17 человек, перевернулся в афганской провинции...
Дональд Трамп ополчился с критикой на СМИ
Дональд Трамп ополчился с критикой на СМИ
Едва вернувшись в США после турне по Ближнему Востоку и Европы...
Константин Орбелян: Посвященный творчеству легендарного шансонье Шарля Азнавура балет «La Bohème» станет популярным не только в Армении, но и во всем мире
Константин Орбелян: Посвященный творчеству легендарного шансонье Шарля Азнавура балет «La Bohème» станет популярным не только в Армении, но и во всем мире
В Национальном академическом театре оперы и балета имени А....

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал